РОО «Перспектива» предложила столичным властям выделить предпринимателям не менее 4,5 тысячи земельных участков в районах Минска под нестационарные объекты торговли и общепита. Как заявил «Белорусским новостям» председатель «Перспективы» Анатолий Шумченко, совершенствование инфраструктуры розничной торговли позволит ежегодно пополнять бюджет столицы на 400 млрд. рублей.
Обеспеченность населения Минска мелкоформатными магазинами (т.н. «магазины у дома» или «пошаговой доступности») сегодня оставляет желать лучшего — на 1000 жителей приходится порядка 380 кв.м торговых площадей. Для сравнения, в Москве этот показатель выше в 1,5 раза (650 кв.м.), в ЕС — в 2 раза (780 кв.м.), в США — в 4 раза (1300 кв.м.).
По словам Шумченко, образовался определенный вакуум в секторе розничной торговли, причем, не без участия властей. «Политика по вытеснению из мелкой розницы киосков привела к закрытию более 3 тысяч торговых объектов в столице. При этом предприниматели не смогли применить свой опыт, знания и ресурсы ни в розничной торговле, ни в сфере общественного питания. Их инвестиции остались невостребованными. Одна из предпринимательниц, которая еще в 2003 году имела около 6 киосков, сегодня торгует очками на рынке в Ждановичах. То есть человек, который фактически создал малое предприятие и мог дальше создавать рабочие места в объектах мелкой розницы, оказался невостребованным».
Хотя еще в конце марта и.о. председателя Мингорисполкома Николай Ладутько заявил, что столица не потеряла от закрытия киосков. По его словам, возможностей у горожан с закрытием киосков для приобретения продуктов меньше не стало. «В Минске около 2,8 тыс. магазинов, из которых 60% — непродовольственные». Не сказалось закрытие киосков и на объеме товарооборота города, подчеркнул Н.Ладутько. Рост розничного товарооборота за два месяца текущего года по отношению январю-февралю 2009 года составил 6,7%.
По словам Шумченко, реальная ситуация не такая безоблачная. «По нашим подсчетам, городской бюджет недополучил порядка 200 миллиардов рублей налоговых платежей. К тому же розничный товарооборот столицы в абсолютных показателях вследствие «уничтожения» мелкой розницы потерял около 15% за период с 2005 по 2009 годы».
Шумченко убежден, что, в частности, Минторг чрезмерно увлекся внедрением крупных магазинов в ущерб совершенствованию инфраструктуры мелкорозничной торговли столицы. «Мы не против открытия гипермаркетов, крупных универсамов, но необходимо создать условия для развития всех сфер розничной торговли. Это повысит конкуренцию и повлечет за собой снижение цен и улучшение качества услуг».
Чтобы заполнить образовавшийся после закрытия киосков вакуум в секторе розничной торговли, необходимо, по мнению Шумченко создать условия для открытия в спальных районах столицы нестационарных объектов торговли площадью 15-20 кв. метров. Приблизительный объем инвестиций на открытие одного объекта, по подсчетам Шумченко, составит 20-30 тысяч долларов (без учета согласования проекта).
«У бизнеса деньги найдутся. Даже те предприниматели, у кого нет денег, но кто был в этом бизнесе, гораздо быстрее найдут инвестора, чем государство с его неповоротливостью», — убежден Шумченко.
Правда, в нынешних условиях открытие такого бизнеса сопряжено с рядом проблем. Например, для открытия летнего кафе в столице необходимо выполнить ряд труднопреодолимых процедур. Кроме согласования размещения объекта торговли и общественного питания комитетом архитектуры города (архитектором района), необходимо провести его согласование с исполкомом района, МВД, Минздравом, МЧС, обеспечить подвод воды, электричества и прочих коммуникаций. И это далеко не полный перечень, без которого невозможно открыть простейший, на первый взгляд, бизнес.
К тому же, открытие новых торговых объектов — это большой риск. После акции по закрытию киосков у бизнеса сформировался иммунитет к инвестициям в торговые объекты. «Но если инициатива будет подкреплена конкретными программами и конкретными действиями, бизнес начнет двигаться. В частности, мы предлагаем минским властям утвердить схему размещения установки нестационарных торговых объектов и объектов общепита в районах города Минска, с учетом и по примеру опыта федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Документом, в частности, закреплены преференции для субъектов малого и среднего предпринимательства: 60% нестационарных торговых объектов, которые предусмотрены схемой размещения, должны быть использованы данными субъектами, осуществляющими торговую деятельность. По словам Шумченко, «если схемы будут утверждены, можно говорить о предметном разговоре».
Также РОО «Перспектива» предлагает властям разработать и принять меры по составлению и реализации «Городской программы по развитию и укреплению материально-технической базы предприятий общественного питания и торговли Минска на 2011-2014 гг.». В программе, в частности, предполагается прописать и закрепить выделение не менее 4500 земельных участков в районах Минска под нестационарные объекты торговли и общепита, которые будут выделены под использование для ведения предпринимательской деятельности субъектами малого и среднего бизнеса.
По оценке РОО «Перспектива», в результате уже к 2015 году в Минске может появиться более 6 тысяч новых объектов розничной торговли и общественного питания.