Такой вывод вытекает из опроса, проведенного республиканским общественным объединением „Перспектива“. По данным опроса организации, в Беларуси среди индивидуальных предпринимателей 63% составляют женщины и только 37% мужчины. В опросе принимали участие 400 индивидуальных предпринимателей сферы торговли из разных регионов Беларуси.
Из данных РОО „Перспектива“ вырисовывается портрет белорусского мелкого предпринимателя — это женщина в возрасте 35 — 54 лет с высшим образованием.
Как утверждает Анатолий Шумченко, председатель РОО „Перспектива“, данное процентное соотношение отражает реальность и в общебелорусском контексте. К сожалению, национальными статистическими органами не ведется учет количества предпринимателей по гендерному признаку. В Министерстве по налогам и сборам зарегистрировано 219 605 предпринимателей — как женщин, так и мужчин, и если опираться на выявленную в ходе опроса закономерность, можно предположить, что почти 150 000 из них — женщины.
Какие факторы влияют на то, что предпринимательскую стезю в нашей стране выбирают в основном представители слабого пола?
По мнению бизнес-тренера Марины Шорец, причины лежат в области психологических мотивов:
— Я работаю с темой организации своего дела как бизнес-тренер и консультант более десяти лет, и отмечаю у своих клиентов такую тенденцию. Мужчин подталкивает организовать свой бизнес в первую очередь желание увеличить доходы. А на сегодняшний день область предпринимательства не гарантирует высоких и стабильных заработков.
Женщины при организации своего дела выдвигают на первый план желание наиболее полно реализовать свои знания и навыки. И свой бизнес дает им такую возможность.
Еще один фактор, который влияет на принятие женщинами решения о создании своего бизнеса — возможность более гибкого планирования своего времени. Для женщин, которым нужно заботиться о семье, о детях — это весомый аргумент в пользу того, чтобы перестать работать с девяти до шести на работодателя.
Индивидуальный предприниматель Инна Нарушевич, специализирующаяся на оказании бухгалтерских услуг, признается:
— Я поняла, что могу приносить пользу людям, работая на себя. Мне захотелось большей свободы, нежели работа с утра до вечера на чужие цели. Я понимала, что в своем деле у меня будет больше рисков, но и возможностей реализовать себя также будет больше.
Благодаря тому, что сегодня я сама планирую свое время, я могу себе позволить вовремя и к месту позаботиться о своих близких. К примеру, могу утром спокойно собрать дочку в школу. Хотя если подсчитать, то в целом времени на работу у меня сейчас уходит не меньше, а порой и больше, чем при работе у нанимателя.
Вышеупомянутые темы женского бизнеса и мотивов его открытия стали предметом обсуждения круглого стола „Стратегия успеха“, проведенного в конце апреля консалтинговой компанией „Шорец и Ко“. Участниками круглого стола стали предпринимательницы, у которых уже есть свой успешный бизнес, а также те, кто только задумывается о создании собственного дела.
Основная идея, прозвучавшая в ходе дискуссии — для создания и развития своего дела необходимо обладать личной ответственностью и умением настойчиво и гибко двигаться к своим целям, при этом учитывая интересы окружающих людей и их цели. А эта настойчивость и гибкость в наибольшей степени присуща представительницам слабого пола — что, в общем-то, и делает женщин сильными. А лицо белорусского предпринимательства — женским.
По материалам: mojazarplata.by