Что ждет бизнес после кризиса: расцвет или раскулачивание?

Индивидуальные предприниматели и бизнесмены – единственная группа белорусского населения, которая извлекла уроки из кризиса и даже помогла выбраться из него государству. Однако власти не торопятся выполнять свои обещания по предоставлению бизнесу большей свободы.

Негосударственный сектор белорусской экономики в большей степени пострадал от кризиса — 51% среди тех, кто работает в частных компаниях, утверждают, что ощутили это на себе. В то же время, как выяснилось в ходе опроса, проведенного лабораторией «НовАК», именно бизнесмены и индивидуальные предприниматели в непростых условиях не сдавались, а пытались активизировать бизнес, привлекая в него заемные средства. Хотя большая часть населения предпочла переждать кризис, не предпринимая никаких попыток исправить ситуацию (40%), либо сократить расходы и выплаты по обязательствам.

Дойная корова белорусской экономики

— Честно говоря, я ожидал, что произойдут более значительные изменения в сторону активизации предприимчивости белорусов, — признается глава Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин. – Удивительно, что даже кризис не истребил социальное иждивенчество, которое до сих пор доминирует в поведении различных слоев населения.

Не надеются на то, что блага придут от больших начальников сверху лишь бизнесмены и предприниматели. Впрочем, экономический кризис вынудил белорусское правительство пересмотреть свою политику в отношении частного бизнеса и улучшать условия для его деятельности.

— К бизнесу до недавнего времени и население, и власти относились как к дойной корове: чрезмерная налоговая нагрузка, администрирование, недоверие. Но именно в кризис правительство увидело в частном секторе один из рычагов решения социально-экономических вопросов в стране. 225 тысяч индивидуальных предпринимателей – это большая сила, — подчеркивает Владимир Карягин.

В то же время авторы исследования о восприятии социально-экономической ситуации в стране отмечают, что у населения нет четкого ощущения позитивной динамики в отношении государства к частному бизнесу.

— 14% сказали, что, по их восприятию, государство стало лучше относиться к бизнесу и это выражается, в первую очередь, в изменении налоговой системы, дебюрократизации и снижении издержек на процедуры, — говорит эксперт Института предпринимательства и менеджмента Марина Батурчик. – В то же время как моменты, свидетельствующие об ухудшении отношения государства к бизнесу, 28% отметили высокие налоги.

Бизнес хочет подрасти

— Предпринимателям надо помогать зарабатывать деньги, ведь уже сегодня они обеспечивают значительную часть бюджетного пирога, — считает Владимир Карягин.

К тому же, предприниматели почти в два раза увеличили объемы реализации отечественных товаров: если в сентябре прошлого года на долю небольших частных торговцев приходилось около 8 % реализации продукции белорусских предприятий, то в мае этот показатель почти достиг 16 %.

— Представители частного сектора являются носителями наиболее адекватных оценок того, что происходит в экономике. И будущее страны я бы связывала только с развитием частного сектора. Другой вопрос, что этот сегмент еще слишком узок и пока государство все делало для того, чтобы он не рос, — отмечает эксперт Института предпринимательства и менеджмента Елена Ракова.

Она отмечает, что в кризис может иметь «очень очистительную роль для белорусской экономики». Обнадеживает то, что, с одной стороны, государство все активнее прислушивается к мнению бизнеса. А с другой — бизнес все активнее артикулирует свои требования.

— Глобальная цель – рост частного сектора. Если бизнес будет ставить такие цели перед правительством – не просто упростить лицензирование розничной торговли, а сделать так, чтобы 80% ВВП производили частники, с этим и можно связывать надежды на перемены, — полагает Елена Ракова.

По ее словам, после кризиса будет новая программа Международного валютного фонда для Беларуси, который уже сейчас заявляет о том, что еще больше внимания будет уделяться не монетарным факторам, а необходимости ухода от государственных предприятий, планов, заданий.

Даже в европейских странах с рыночной экономикой не более 20% населения горят желанием создавать свои предприятия.

— Но это магистральный путь, на который мы сейчас вступили, — отмечает Владимир Карягин. — Недаром мы сегодня говорим о частно-государственном партнерстве. Недостаточно просто говорить, что бизнес – это хорошо. Надо отработать четкие механизмы.

Бизнес-сообщество настаивает на том, чтобы подходы не были дилетантскими и вырабатывались совместными усилиями. Но эксперты «Завтра твоей страны» не исключают, что, как только бизнес вытащит государство, оно может вернуться к прежней практике «закручивания гаек». Хотя либерализация экономики и сейчас все еще находится под вопросом. Например, пункт о предоставлении ИП возможности привлекать наемных работников, не являющихся членами семьи или близкими родственникам, был включен Минэкономики в план либерализации на 2010 год еще весной. Однако власти активно сопротивляются отмене этой ограничительной нормы.

На днях бизнес-сообщество направило президенту аналитическую записку с просьбой предоставить ИП, работающим по общей схеме налогообложения, права найма любого количества работников, а уплачивающим единый налог — до 3 работников вне зависимости от родственных связей.

Предприниматели утверждают, что это позволит на 5% увеличить доходность бюджета за счет роста налоговых поступлений от ИП, у предпринимателей появится больше возможностей по продвижению и экспорту белорусских товаров, а уровень официальной и скрытой безработицы снизится. К тому же, возрастет потенциальная возможность создания новых рабочих мест в случае возникновения критической ситуации на рынке труда в период приватизации и реструктуризации предприятий, сокращения неэффективных рабочих мест в государственных структурах.

Решение всех этих вопросов в интересах государства, потому что превращает граждан из иждивенцев в партнеров. Но власти все еще думают: надо ли им это?

Владислав ПРОТАСКИН

По материалам: zautra.by