На текущей неделе МВФ дал понять, что сотрудничество с Беларусью по формуле «кредит в обмен на либеральные реформы» возможно. Но пойдут ли на такое сотрудничество белорусские власти?
Или практика ограничений и «шараханий» может оказаться эффективной мерой в борьбе с экономическим кризисом?
Поделиться своей точкой зрения по этим вопросам «Ежедневник» попросил бывшего председателя Национального банка Станислава Богданкевича.
– Станислав Антонович, комментируя ваше заявление о том, что МВФ может не дать кредит Беларуси по политическим мотивам, глава миссии фонда Крис Джарвис заявил, что МВФ вне политики. Значит ли это, что политика на кредит не повлияет?
– МВФ действительно вне политики. Но решать, предоставлять Беларуси кредит или нет, будут представители США, ЕС, Канады и Японии, которые осудили белорусские репрессии и режим. Они могут, не указывая на политические основания, проголосовать против или воздержаться. У этих стран контрольный пакет МВФ. Я думаю, Александр Лукашенко это прекрасно понимает и вынужден будет пойти на политическую либерализацию. Если он не пойдет, то не получит кредит.
– Если Беларусь не получит денег извне, как долго страна может жить в сложившихся экономических условиях?
– Может жить очень долго. Государство не погибнет. Но будет обнищание людей. И кредит нам нужен, чтобы не допустить обвального ухудшения уровня жизни. Хотя оно уже происходит. Стране сейчас важно само положительное решение МВФ о предоставлении кредита. Если решение будет отрицательное и других источников поступления валюты не будет, придется сохранять имеющиеся резервы. При положительном решении можно будет эти резервы начинать тратить. И это правительство и президент прекрасно понимают.
– А согласится ли Беларусь выполнять либеральные рекомендации МВФ?
– Если других денег не будет – согласится. Если решится продавать «фамильное серебро» за 15 миллиардов долларов, то есть проедать госсобственность, то Беларусь сможет еще года два жить без кредита. А если страна хочет повышать эффективность экономики, то должна соглашаться на меры, предлагаемые фондом. Но мне трудно гадать, как белорусское руководство поступит.
– Александр Лукашенко предупредил, что не допустит проведения забастовок и митингов граждан, недовольных экономической политикой государства. «Я так буду смотреть, наблюдать, а потом как шарахну, так не успеют за границу перебежать», – пообещал президент. На ваш взгляд, такие меры способны снять экономическую напряженность?
– Я знаю, что принимали такие меры и в Тунисе, и в Киргизии. Их последствия известны. Эти меры лишь обостряют внутринациональные отношения. Принимал такие меры и Чаушеску в Румынии. Были они приняты и у нас 19 декабря. Это ожидаемые меры. Но они не ведут к решению проблемы. Решение – это экономические реформы и получение внешних займов, которые могут сделать эти реформы наименее болезненными. Я надеюсь, что в белорусском правительстве есть люди, которые это прекрасно понимают. А подобные заявления делаются, чтобы напугать людей.
– Могут ли забастовки и митинги к чему-либо привести?
– Результат их, на мой взгляд, будет минимальный. Наш народ на гвоздях готов сидеть и говорить, что так и должно быть. Это я как белорус говорю. Хотя, если будет белорус голодный, то, может, я ошибаюсь.
По материалам: ej.by