В первом полугодии внешняя торговля продемонстрировала не слишком впечатляющие результаты, но весьма положительные тенденции, в частности, серьезным стимулом развития экспорта стала девальвация белорусского рубля. Дополнительный объем экспорта вследствие изменившегося курса рубля эксперты оценивают в 6-6,5 млрд долларов по году. Об этом заявил начальник главного управления внешней экономической политики Минэкономики Беларуси Роман Бродов.
Он напомнил, что отрицательное сальдо торговли товарами в первом полугодии составило 4,5 млрд долларов, но предостерег от упрощенных трактовок результатов белорусских внешнеэкономических усилий и призвал не экстраполировать эти цифры на результаты в целом по году. С учетом всех факторов, в первую очередь сыгравшей на руку экспортерам девальвации, по итогам года Минэкономики прогнозирует отрицательное сальдо торговли товарами и услугами на уровне 5,7-5,9 млрд долларов.
Тренд важнее цифры
«В первом полугодии те тенденции и те сдвиги, которые имели место, объективно в нашей экономике еще не встречались, а возможно, больше и не встретятся. Изменения потребительских предпочтений, ажиотажный спрос на некоторые виды продукции, изменившиеся условия поставок нефти – все это формировало товарные и структурные сдвиги, которых в экономике еще не было», — пояснил начальник главного управления внешней экономической политики.
В качестве примера Бродов рассказал, что по итогам января-мая отрицательное сальдо составило 11,8% к ВВП. Но если всего один фактор – объем импорта легковых автомобилей – привести к типичному для Беларуси уровню, то отрицательное сальдо составило бы уже 7,6% от ВВП. При этом само по себе наличие отрицательного сальдо торговли товарами проблемы не представляет, добавил эксперт, импорт превышает экспорт более чем у половины стран мира, в том числе вполне благополучных Великобритании, Франции, Польши и других.
«Отрицательное сальдо в небольших размерах даже имеет оздоравливающий эффект для экономики», — отметил Бродов, предложив смотреть не на цифры, которые зафиксированы по какому-то конкретному периоду, а на тренды и тенденции, которые складываются в динамике.
В частности в феврале отрицательное сальдо торговли товарами и услугами достигало 22% к ВВП, но помесячно оно снижалось, составив в мае 2,8%, причем со знаком плюс. Правда, после мая был еще менее удачный июнь, когда сальдо торговли товарами составило минус 607 млн долларов (в мае – минус 195 млн долларов). Сбой в позитивной тенденции обусловлен последним и самым серьезным всплеском активности ввоза легковых автомобилей (на 180 млн долларов больше, чем в также весьма активном в этом отношении мае), а также плановым техперевооружением на Мозырском НПЗ, который продолжал закупать нефть, но снизил экспорт светлых нефтепродуктов.
Роман Бродов также рассказал, что в первом полугодии в апреле и мае Беларусь побила собственные рекорды по объему экспорта товаров – 3,5 млрд долларов. В июне уровень остался практически таким же – 3,350 млрд долларов (небольшое снижение – уже упомянутое влияние снижения экспорта нефтепродуктов). «Это хороший результат и он показывает то, что структурно экономика перестраивается. Из отрицательного полугодового сальдо 67% было сформировано в первом квартале», — добавил он.
«Девальвация объективно способствовала оздоровлению экспорта, производителю объективно получать больший объем выручки за свой товар. Тот феноменальный объем экспорта, который мы имеем на протяжении трех месяцев, это прямое следствие фактора девальвации», — сообщил эксперт.
По итогам 5 месяцев впервые темп роста экспорта в Беларуси на 4,7 процентных пункта превысил прирост импорта, за шесть месяцев разрыв достиг уже 8,7%, причем темпы роста экспорта опережают импорт по всем сегментам торговли: и с ЕС, и с Россией. Ожидается, что к концу года разрыв достигнет 14 процентных пунктов.
Среди отмеченного Минэкономики позитива также улучшение состояния сальдо торговли промежуточными товарами – это симптом того, что при росте экономики произошло сжатие внутреннего спроса и экономика отрабатывает экспортом то, что потребляет.
Чрезвычайную выгодность экспорта подтверждает и рост неофициального, «народного» экспорта, чему способствовало снятие с 1 июля всех границ внутри Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. «Тенденция есть, но оценить эти потоки в количественном выражении не просто», — отмечают в Минэкономики.
Валюту нужно искать не внутри страны
Позитивное впечатление для многих производителей портит валютный дефицит. «Не согласен с мнением экспертов, заявляющих, что доступ к валюте ограничен. Доступ к валюте для всех субъектов хозяйствования одинаков – валюта находится за пределами нашей страны. И умение работать на внешних рынках, поставлять и продавать продукцию, зарабатывать валюту – важнейший индикатор конкурентоспособности предприятия», — парировал Бродов.
Оценки показывают, что дополнительный объем экспорта вследствие изменившегося курса составляет 6-6,5 млрд долларов по году.
Правда, влияние девальвации как позитивного фактора не долговечно. «В краткосрочном периоде, безусловно, важнейшими факторами сохранения положительных тенденций будут три компонента: выход на единый курс и формирование равных понятных и предсказуемых условий работы, сохранение жесткой бюджетно-налоговой политики и третье – безэмиссионное кредитование госпрограмм, чтобы не допустить рост внутреннего спроса и сосредоточиться на экспорте», — рассказал Бродов. Причем выход на единый курс решит и обозначенные на вчерашнем заседании Совета министров негативные тенденции в виде стремления экспортеров отсрочить поступление экспортной выручки, чтобы избежать ее обязательной продажи по заниженному курсу.
Он отметил, что в 2010 году 46-47% от общего объема производства поставлялось на экспорт, а в июне 2011 года эти поставки перешагнули 60.
По материалам: zautra.by