Почему из Беларуси «утекает» бизнес?

Беларусь покидают индивидуальные предприниматели и топ-менеджеры. Многие компании ликвидируются и полным составом начинают работать на рынках соседних государств. Это уже не «утечка мозгов», а настоящая миграция бизнеса, капитала и предпринимательской инициативы. 

— У каждого из нас есть знакомые или родственники, которые уехали из Беларуси и успешно делают бизнес за ее пределами. Но статистику такую найти очень трудно, — признает руководитель портала BEL . BIZ Татьяна Маринич. — Однако есть косвенные данные: из Беларуси, например, произошел заметный отток капитала. Если в первом квартале 2011 года бизнес-активы выросли на 646,5 млн долларов, то за второй квартал они сократились на 171,3 млн. долларов. 

Как подсчитали в бизнес-союзах, при сохранении таких темпов Беларусь может за год потерять миллиард долларов.

Три причины для ухода с рынка

Впрочем, по официальной версии «ни о каком сворачивании бизнеса в связи с ситуацией на валютном рынке речь не идет». Министерство по налогам и сборам заявляет, что план по доходам от налогообложения в Беларуси за январь-август выполнен на 112,4%.

Однако директор консалтинговой компании Sinkevich Technologies Александр Синкевич подтверждает существование общей негативной тенденции, оперируя выборкой наиболее продвинутых бизнесов Беларуси. Он назвал три основные причины бегства бизнеса из Беларуси в Россию, Украину, Прибалтику, Польшу, а после запуска Таможенного союза еще и в Казахстан.

— Это прессинг государственных органов власти, — отмечает Синкевич. — Несмотря на Директиву № 4, местные власти шантажируют бизнес. Когда был пик валютного кризиса, по сути, шло вымогательство валюты. Шантаж недвижимостью, договорами, лицензиями, конфискациями — как это делается всем известно.

Вторая причина – финансовая нестабильность, из-за которой невозможно контролировать свои взаиморасчеты с дебиторами и кредиторами.

— Управление бизнесом становится очень сложным, — резюмирует эксперт.

Третья причина, актуальная сейчас – падение потребительского спроса из-за кризиса.

— А в перспективе, несомненно, «ляжет» и ряд промышленных предприятий, которые ориентированы на внутренний рынок и не имеют экспортной подпитки. Бизнесмены все это чувствуют, а потому уже готовят пути отступления из страны, — замечает Александр Синкевич.

По наблюдениям Синкевича, большинство компаний уже имеют «запасной аэродром». Открывают филиалы: хоть пилораму, хоть ферму, хоть магазинчик, хоть розничную сеть.

Бизнесмены из многих отраслей работают в оффшоре – программисты, строители, транспортники, переводчики. В результате реальный бизнес ведется за рубежом, а люди только физически находятся здесь.

— Ну и, наконец, я знаю множество фирм, которые целиком выводят свой бизнес за рубеж, — говорит Александр Синкевич. — А те компании, которые не успели подготовить «запасной аэродром», просто закрываются. Прежде всего, это касается компаний-импортеров.

Делать бизнес в государствах-соседях по Таможенному союзу гораздо выгоднее. Они от этого выигрывают, а Беларусь – только теряет, говорит председатель Координационного совета индивидуальных предпринимателей Беларуси Анатолий Змитрович:

— Обратился ко мне предприниматель, просчитать возможности бизнеса по обработке материалов. Ему партнеры дают оборудование стоимостью 300 тыс. евро. В Беларуси срок его окупаемости – 5-6 лет на тех площадях и объемах работ, которые у предпринимателя имеются. Поставить это же оборудование в Смоленске – и срок окупаемости составит 2-3 года! Потому что меньше налоги. А в условиях Таможенного союза вывезти заказы на территорию Беларуси – никаких проблем. В итоге мы получаем создание рабочих мест и уплату налогов за рубежом.

В то же время, по словам вице-председателя Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Виктора Маргелова, в Беларуси немало неработающих предприятий, которые просто не имеют возможности цивилизованно закрыться.

— Вот пример: в одном из райцентров – 1980 индивидуальных предпринимателей. Из них 550 подлежат закрытию, так как они не работают. С мая по сентябрь перестали работать множество ИП, которые оказывали услуги по ремонту квартир. Спрос на эти услуги из-за кризиса упал, а качественные (импортные) стройматериалы подорожали втрое, — отмечает эксперт.

Как «выдавливали бизнес из Беларуси

Хронологию того, как государство «выдавливало» бизнес , в последние годы , представил на круглом столе «Отток бизнеса из Беларуси», организованном порталом BEL . BIZ , председатель Координационного совета индивидуальных предпринимателей Беларуси Анатолий Змитрович.

1997 год. Разрушен один из самых динамично развивающихся секторов бизнеса – ввоз и реализация б/у автомобилей. Запретили продавать ввезенный автомобиль на протяжении двух лет с отметкой в техпаспорте. В итоге этот бизнес ушел в Литву и там получил развитие.

1999 год. Запрет на вывоз товаров за пределы РБ под угрозой конфискации транспортных средств. Как результат, потеряли рынки сбыта, сократился ввоз валюты в страну. И именно с тех пор началось затоваривание складов предприятий.

1999 год. Первая всеобщая перерегистрация бизнеса. Как следствие – резкое сокращение количества юрлиц. Начало вывода белорусского бизнеса за границу. Уезжать в Россию начали целые производства.

Тогда же – введение задним числом нормативного акта, требующего доплатить налог за год. Первые забастовки и митинги мелких предпринимателей. Результат – начало массового сокрытия доходов, развитие теневого бизнеса.

2002 год. Принятие Декрета №18, который ликвидировал добровольные уплаты различных фондов и ввел обязательную уплату платежей в Фонд соцзащиты. Предпринимателям отказали в праве иметь накопительную систему. Все – в общий котел.

2003 год. Систематический вывод отдельных товаров из-под действия единого налога. А также запрет реализации отдельных видов товаров на территории рынков. Произошла «кастрация» бизнеса. Замена статуса частного предпринимателя на ИП с указанием: «если вы индивидуальный предприниматель – работайте индивидуально». Введение новых видов налогов. Введение лицензирования на все виды деятельности. Результат – вторая волна вывода бизнеса за рубеж.

2005 год. 12 марта – совещание у вице-премьера, на котором поручено Минюсту, Минфину, Минэкономики, МНС внести предложения «по обеспечению мер ответственности за нарушение торгового и таможенного законодательства». С той поры начались «посадки» – в тюрьмах теперь немало бизнесменов.

2005 год. Презентация закона о малом бизнесе. Введение задним числом доплат за растаможку транспорта, который предприниматели использовали в коммерческих целях.

2006 год. Маркировка отдельных видов товаров, усложнение работы. Законодательно приравняли парфюмерно-косметические товары к спиртосодержащим. Это разорило многих предпринимателей.

2007 год. Указ № 760 запретил ИП нанимать наемных работников – не-родственников. Третья волна отъезда предпринимателей за рубеж.

2010 год. Ограничение у предпринимателей выручки с доплатой за превышение. Результат: единый налог как таковой фактически перестал существовать.

2011 год. Еще большее ограничение по выручке.

Кстати, в «Концепции национальной безопасности», принятой в 2010 году, в числе новых угроз для Беларуси упомянуты: бюрократизация государственного управления, отставание от сопредельных стран по темпам и качеству экономического роста, административные барьеры для развития бизнеса, неблагоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций, рост неплатежей в экономике и высокий удельный вес убыточных предприятий, нестабильность национальной денежной единицы.

Как вернуть предпринимателя

Власти тем временем спасают от кризиса государственные предприятия. Однако даже при внушительной поддержке некоторые из них вряд ли переживут кризис, отмечает Жанна Тарасевич, директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Макса Кунявского.

— И, казалось бы, стоило развивать параллельно условия для частного предпринимательства, чтобы не опасаться, что люди выйдут на улицы. Чтобы, наоборот, у людей была возможность заработать. Стоило бы популяризировать бизнес, объяснять людям: идите, открывайте свое дело, — считает лидер предпринимателей.

Даже в США, где существует множество стимулов для развития бизнеса, только 7% населения имеет свой бизнес.

— В Беларуси, чтобы достичь такой цифры, нужно поменять менталитет. А это дело не одного дня, когда государство прокрутило ролик по телевидению, и все вдруг резко пойдут из класса наемных работников в класс предпринимателей, — говорит Татьяна Маринич.

По ее мнению, многие бизнесмены, покинувшие Беларусь, готовы вернуть свой бизнес в родную страну, если отношение государства к предпринимателям в ней изменится.
По материалам: zautra.by