Ставку налога по упрощенной системе налогообложения в отношении некоторых внереализационных доходов предполагается поднять до 16%.
Источник: Агентство «Бизнес-новости»
Это следует из изменений в Налоговый кодекс, которые предлагается внести в соответствии с проектом закона, опубликованным на сайте Министерства финансов.
Статью 286 Налогового кодекса планируется дополнить подпунктом 5.1.24, в котором указывается, что применять упрощенную систему налогообложения не в праве организации и индивидуальные предприниматели, размещающие в Интернете информацию о продаже товаров субъектом торговли или информацию о субъекте торговли, которая при этом содержит доменное имя сайта интернет-магазина, зарегистрированного в Торговом реестре Беларуси. В пункт 5.1.4 этой же статьи вносятся изменения, которые прямо указывают, что использование упрощенной системы налогообложения невозможно для организаций, осуществляющих розничную торговлю через интернет-магазин.
Как отметила в комментарии агентству «Бизнес-новости» сопредседатель правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. М.С. Кунявского Жанна Тарасевич, положение об исключении интернет-магазинов из перечня субъектов, которые могут пользоваться упрощенной системой налогообложения, обсуждалось с бизнес-союзами, однако в итоге они были вынуждены согласиться на это изменение. По словам Ж. Тарасевич, основная мотивировка данного решения – широкое распространение серых схем в интернет-торговле.
В проекте изменений в Налоговый кодекс указывается, что упрощенную систему налогообложения вправе применять организации и ИП, указанные в п.п. 5.1.24, если срок оказания ими услуг по размещению в интернете информации в рамках интернет-магазинов приходится на период до 1 января 2016 года, а также организации и ИП, интернет-магазины которых исключены из Торгового реестра до 1 января 2016 года. Если услуги по размещению информации в интернете об интернет-магазинах или их товарах начали оказываться до 1 января 2016 года, но планируемый срок завершения приходится на период после этой даты, то с 2016 года организация или ИП теряет возможность работать по упрощенной системе налогообложения.
Из-под действия упрощенной системы налогообложения с нового года также предлагается исключить унитарные предприятия (за исключением унитарных предприятий республиканских государственно-общественных объединений), собственником имущества которых являются юрлица или государство, а также коммерческие организации, в которых блокирующий пакет принадлежит другим организациям или государству. На данный момент ограничение распространяется только на унитарные предприятия, более 25% акций в уставных фондах которых принадлежит другим коммерческим или некоммерческим организациям. Если организации, подпавшие под скорректированные ограничения, работали по упрощенной системе налогообложения до 1 июля 2016 года, то запрет на использование упрощенки для них будет действовать с 1 июля по 31 декабря включительно.
В проекте закона о внесении изменений в Налоговый кодекс предлагается внести некоторые коррективы в общие критерии использования упрощенной системы налогообложения. Если на данный момент ей могут пользоваться организации со средней численностью работников за девять месяцев, предшествующих планируемому периоду начала использования упрощенки, не более 100 человек и выручкой не более BYR 10 300 млн, а также ИП с таким же размером выручки, то в новой редакции Налогового кодекса размер предельной выручки для ИП планируется ограничить BYR 1 125 млн.
В соответствии с п.п. 6.2 статьи 286 основанием для прекращения применения упрощенной системы налогообложения для ИП является достижение показателя выручки в BYR 1 500 млн, хотя ранее он был на уровне, установленном для организаций, – BYR 13 700 млн.
Снижается планка общей площади капитальных строений, зданий и сооружений, находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении, в отношении которых не произведена регистрация, – с 1 500 до 1 000 квадратных метров.
Среди новелл проекта закона о внесении изменений в Налоговый кодекс, – введение наравне со ставками в 5% (для организаций и ИП, не уплачивающих НДС) и 3% (для уплачивающих НДС субъектов) также ставки в 16% с некоторых внереализационных доходов. К этим внереализационным доходам относятся безвозмездно полученные товары (работы, услуги), имущественные права, иные активы, суммы безвозмездно полученных денежных средств.
«Введение этой ставки где-то обосновано, потому что это прибыль, которую ты не ожидал. Сегодня налог на прибыль составляет 18%, подоходный налог – 13% плюс 1% отчисления в пенсионный фонд, поэтому и появилась ставка 16%», – отметила Ж. Тарасевич.
Следует отметить, что в конце июля 2015 года госорганы выступили с предложением радикально ужесточить условия применения упрощенной системы налогообложения. Однако в проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс от 8 сентября 2015 года радикальные предложения не попали. По мнению Ж. Тарасевич, таким образом правительство прислушалось к мнению бизнеса, который выступал против резкого изменения упрощенной системы налогообложения.
Определенные изменения в проекте Налогового кодекса коснулись и единого налога. Они заключаются, в основном, в корректировках перечней деятельности, при которых физлица и ИП должны уплачивать единый налог. Среди прочего, уточнена деятельность, связанная с компьютерной техникой, при занятии которой ИП должен уплачивать единый налог. Это компьютерное программирование, консультационные услуги и другие сопутствующие услуги, деятельность в области информационного обслуживания, ремонт, техническое обслуживание офисных машин, компьютеров и периферийного оборудования, обучение работе на персональном компьютере, деятельность, связанная с компьютерными и электронными играми. При этом ставки единого налога для этого вида деятельности возрастут примерно на 15%.
Если сейчас единый налог обязаны уплачивать только ИП, сдающие жилье на краткие сроки (до 15 дней), то с Нового года под единый налог подпадут и ИП, сдающие жилье, машиноместа и на длительный срок.
В четыре раза, в соответствии с проектом изменений в Налоговый кодекс, планируется увеличить ставку сбора для ремесленников – с 1 до 4 базовых величин. При этом для пенсионеров ставка сбора составит по-прежнему 1 БВ.
Таким образом, с 1 января 2016 года стоит ожидать незначительных изменений в специальных налоговых режимах налогообложения. В последнем проекте изменений в Налоговый кодекс радикальных реформ упрощенки нет.