В конце июня финансовый рынок взорвала новость о том, что владелец инвестиционного фонда VP Capital Виктор Прокопеня подал заявки на приобретение банковских активов – белорусского «Паритетбанка» и «Сбербанка» Украины. Объем планируемых вложений только в акции «Паритетбанка» должен был составить 50 миллионов долларов США.
Новость вошла в ТОП информационных агентств сразу нескольких стран, а бизнесмен и рекордный налогоплательщик в истории суверенной Беларуси сразу же дал свои комментарии. Ожидалось, что покупка Прокопеней белорусского банка станет первым шагом по привлечению инвестиций в отечественную банковскую отрасль и доказательством улучшающегося инвестиционного микроклимата в стране. Впрочем, спустя месяц стало известно об отзыве заявок. Финансовые аналитики высказывали несколько причин и гипотез. Для лучшего понимания постараемся отследить развитие ситуации и проанализировать комментарии непосредственных участников несостоявшейся сделки.
Что планировалось купить?
На момент подачи заявки «Паритетбанк» входил в ТОП-15 крупнейших банков Республики Беларусь по размеру активов. Собственный капитал превышал 100 миллионов деноминированных рублей. Банку также принадлежит ряд объектов недвижимого имущества, а более 99 % акций находится в собственности государства.
«Сбербанк» Украины – седьмой по величине активов банк страны. Количество частных клиентов превышает 1 миллион человек, а размер активов на октябрь 2016 года оценивался в 1,5 миллиарда долларов США. Банку принадлежит более 150 объектов недвижимости.
Как рассказал Виктор Прокопеня, он планировал выкупить государственную долю акций «Паритетбанка», чтобы в будущем банк смог выкупить активы «Сбербанка» Украины. Такая схема инвестиций в банковскую отрасль была оглашена 18 июля: именно в этот день Президент Республики Беларусь подписал Указ № 254 «Об отчуждении акций». Государство дало добро на переход активов «Паритетбанка» в частные руки, дело оставалось за решением Национального банка Украины.
Сложности и неудачи
«Сбербанк» Украины уже длительное время был выставлен на продажу, но регулятор (в нашем случае – Национальный банк Украины) не одобрил ни одной заявки. Сложившаяся ситуация на финансовом рынке открывала широкие возможности для заработка: по причине конфликта между Россией и Украиной возникла спорная ситуация с продажей сразу семи «дочек» известных российских банков.
Все украинские банки с российским капиталом были выставлены на продажу, что вызвало огромный интерес среди потенциальных покупателей дочерних структур. Некоторые бизнесмены считали, что из-за конфликтной ситуации удастся приобрести активы гораздо дешевле рыночной цены. Список потенциальных владельцев одного только «Сбербанка» Украины довольно внушительный. Совместную заявку подавали Григорий Гусельников и Саид Гуцериев, среди претендентов отметились бывший владелец «Укрсиббанка» Александр Ярославский, бизнесмен Игорь Воронов и управляющий директор инвестиционной группы ICU Макар Пасенюк.
В начале августа стало известно, что заявки Гуцериева и Гусельникова официально отклонены регулятором. Практически сразу после этого свою заявку отзывает и Виктор Прокопеня. Более того, белорусский бизнесмен отказывается и от покупки «Паритетбанка». 16 августа Президент Беларуси аннулирует свой указ, после чего эпопею с приобретением банковских активов можно было считать законченной.
Комментарии из первых уст
Виктор Прокопеня дал оперативные комментарии и отметил, что заявка на приобретение «Сбербанка» Украины была именно отозвана, а не отклонена. Принятое решение никак не связано с отказом, выданным Нацбанком Украины совместной заявке Гуцериева и Гусельникова. Белорусский бизнесмен решил сконцентрироваться на других проектах и инвестициях. По его словам, вложения в сферу искусственного интеллекта являются наиболее эффективным и выгодным использованием времени и ресурсов.