Защита предпринимателей

Институты гражданского общества могут весьма эффективно помогать в отстаивании прав предпринимателей. Для этого они должны пользоваться авторитетом, как во властных структурах, так и в предпринимательских кругах. Они должны быть представлены на переговорных площадках бизнеса и власти в качестве легитимных представителей бизнес-сообщества.

Это могут быть Советы предпринимателей при администрации города, различные некоммерческие организации, представляющие интересы малого бизнеса, профессиональные союзы, инициативные группы по решению конкретных проблем, комитеты и комиссии по предпринимательству при торгово-промышленных палатах и других бизнес-ассоциациях.
Такой организации необходимо обладать достаточно высоким экспертным потенциалом, чтобы профессионально идентифицировать проблемы и предлагать конструктивные способы их разрешения, быть интересными для СМИ в качестве источника информации и источника компетентных экспертных оценок по вопросам предпринимательства.

Защита интересов предпринимателя (группы предпринимателей) влиятельной некоммерческой организацией осуществляется, в основном, посредством направления соответствующих обращений в органы власти, освещения проблем и способов их решений на различных переговорных площадках при органах власти, а также через СМИ. В некоторых случаях такие организации проводят под своей эгидой массовые мероприятия с целью привлечения общественного внимания к конкретной проблеме предпринимателей.

Участие институтов гражданского общества в защите прав предпринимателей — это, прежде всего, возможность деперсонализации проблемы. Фактор большей объективности некоммерческой организации по сравнению с конкретной коммерческой структурой особенно важен, когда речь идет о случае нарушения прав какого-то определенного предпринимателя.
Прежде всего, это возможность максимально защитить предпринимателя от сведения с ним счетов тем чиновником, который создал ему проблемы. Кроме того, некоторые обращения самих предпринимателей во властные структуры бывают направлены на продвижение собственных интересов и зачастую предполагают определенное ущемление прав других участников данного сегмента  рынка. Обращение авторитетной некоммерческой организации – в частности, территориального или отраслевого объединения предпринимателей или общероссийской организации (ее регионального отделения) – в соответствующее ведомство имеет значительно больший вес и является гарантией определенной объективности в оценке проблемы. И чем влиятельнее организация, тем больше вероятность принятия действенных мер по данному вопросу и получения мотивированного ответа, а не отписки и переадресации обращения к фигурирующему в нем должностному лицу.
Однако проблемы во многих случаях являются общими для целого круга предпринимателей. Например, такие проблемы могут быть связаны с какими-нибудь территориальными вопросами, препятствующими дальнейшему осуществлению предпринимательской деятельности. Они также могут касаться систематических нарушений прав предпринимателей должностными лицами отдельного ведомства, их действий или бездействий, наносящих ущерб бизнесу. В таких случаях конкретному предпринимателю можно помочь, решив вопрос, являющийся проблемным для многих его коллег.
Эффективность обращений некоммерческой организации в органы власти зависит от многих факторов и, прежде всего, от влиятельности организации на той территории, где возникла проблема. Большое значение имеет политическая воля местных и региональных властей по созданию благоприятного предпринимательского (или, наоборот, по поддержанию выраженного коррупционного) климата.
Также важно, насколько технологично сработает организация при подготовке обращения в органы власти, достаточно ли убедительные доводы приведет и правильно ли выберет адресатов. Это в значительной мере определяется эффективностью лидера (или группы лидеров) данного общественного института, уровнем ресурсного обеспечения который удалось привлечь, пониманием технологии работы таких институтов и кадровым потенциалом организации.
Достаточное ресурсное обеспечение является одним из главных условий эффективной работы некоммерческой организации. Не обязательно это должны быть денежные средства в чистом виде. Это может быть имущественная поддержка предпринимателей (предоставление части офисного помещения, оргтехники, связи) кадровая помощь (оплата работы персонала коммерческой структурой, предоставление кадров для консультационной помощи) информационная поддержка (создание и поддержание интернет-ресурсов предоставление эфира или печатных полос коммерческими СМИ). Найти среди предпринимателей структуры, заинтересованные в создании благоприятного предпринимательского климата, не представляет большой сложности, и успех зависит от степени доверия к инициаторам этого процесса.
Активное участие предпринимателей-активистов в деятельности бизнес-объединения способно значительно повысить их социальный статус, обеспечить цивилизованную поддержку во властных  структурах, способствовать приобретению некоторой публичности.
Все это поможет защитить свой бизнес от недобросовестных чиновников.