План развития бизнеса Беларуси в 2010 году

Белорусская экономика вступила в период системных перемен. Кризис заставляет переосмысливать накопленный опыт, переделывать старые планы и перестраивать мышление. Государство само не может вытянуть огромный груз проблем. Да и не должно. Для решения экономических задач есть бизнес. С социальными проблемами эффективнее и дешевле справляться при поддержке гражданского общества. В полной мере воспользоваться окном возможности в посткризисном мире можно только вместе: государству, бизнесу и гражданскому обществу. В этом особенность развития нашей страны на новом этапе.

Старые схемы и механизмы инвестирования, производства и распределения ресурсов не дают нужного результата. Адаптация к кризису требует гибкости институтов, быстроты решений, всесторонности анализа. Для выхода из кризиса нужна мобилизация лучших умов страны вне зависимости от того, где формально они работают. Правительство вовремя не переоценило сложившиеся в последние десятилетия экономические связи и отношения. Поэтому не смогло защитить производителей и предпринимателей от кризиса. Со старым багажом, на традиционных для плановой экономики экономических решениях окном возможности не воспользуешься, двери в новый процветающий мир не откроешь. В этом особенность принятия решений в нашей стране на данном этапе. 
Либерализация в стране только началась. Предприниматели отмечают незначительное улучшение
делового климата. Однако воспользоваться этими изменениями частный бизнес пока не смог. Во многих случаях издержки бизнеса от законодательных новшеств возросли. Кризис требует более системной, комплексной работы над улучшением бизнес климата. Добрая воля правительства, опыт и знания предпринимателей, глубокая аналитика экспертов – вот новая комбинация для реальной поддержки экономических  реформ. В этом особенность адаптации к быстрым изменениям внешней и внутренней конъюнктуры на данном этапе.
В стране сегодня особый интерес к теме реструктуризации и приватизации государственных предприятий. Активизировались процессы формирования крупного частного капитала. Есть угроза, что место малому и среднему бизнесу в модели, построенной только на крупном, монопольном бизнесе, будет маргинальным. Национальный бизнес готов к честной, ответственной реструктуризации собственности, ее широкой народной приватизации. Мы вправе ожидать, что государство будет считать приоритетным участие белорусского бизнеса в реструктуризации и приватизации не только объектов торговли и сферы услуг, но и промышленных предприятий.
Мы видим будущее нашей страны не в формировании сверху 50 крупных монополистических холдингов, а в создании снизу сотен тысяч самостоятельных и успешных предприятий и предпринимателей. Государство создаст им условия – они создадут миллионы рабочих мест по всей стране. Главное – не чинить им бюрократических преград, а защищать законом. Именно предприниматели мостят национальную дорогу в наше европейское будущее.
Нет сомнений в важности привлечения иностранных инвестиций. Однако просто ждать прихода иностранного капитала, концентрировать усилия только на привлечении в страну крупных иностранных предприятий – значит использовать устаревшие методы развития. Мы отмечаем усиление внешнего давления на наши национальные экономические интересы. Иностранный капитал стремится заполучить перспективные предприятия и активы, обладая значительными финансовыми ресурсами. В этом тоже заключается угроза для проведения цивилизованных рыночных реформ, для достойного места малого частного бизнеса в структуре производства и обмена товаров и услуг.
Решение наших проблем идеями, руками и ресурсами белорусского предпринимательства в партнерских отношениях с иностранным бизнесом – вот предлагаемый нами путь модернизации. В этом особенность антикризисных инноваций.
В существующей модели развития экономики и бизнеса большинство решений принимается сверху. Правительство в равной степени вмешивается в работу как государственного, так и частного бизнеса. За малейшие нарушения предприниматели жестко наказываются. Инновационный подход сегодня – децентрализация принятия экономических решений. В ее основе – доверие правительства к бизнесу. В условиях высокой неопределенности решения нужно принимать быстро. Они будут точными, адекватными и ответственными, если это будут решения предпринимателей на местах, а не чиновников в столице. Партнерство местных органов власти с МСП и ИП станет гораздо эффективнее, чем директивное управление из Минска в рамках одного всеохватывающего производственного плана.
Создавать, а не перераспределять, быть ответственным собственником, а не бюджетным иждивенцем, открыто конкурировать на рынке, а не требовать особых правил игры – в  этом нравственная основа белорусской экономики. Что хорошо для предпринимателя, то хорошо для Беларуси. Гармония между бизнесом и обществом обеспечивается за счет активного, ответственного взаимодействия и совместной реализации права на труд, в том числе предпринимательский. Такова новая идейная основа экономики устойчивого развития, экономики будущего.
Предприниматели Беларуси – оптимисты. Кризис – это возможность создания новой экономики XXI столетия. Модернизация нашей страны – это обязанность и ответственность. Только Беларусь предпринимательская гарантирует выполнение государством социальных обязательств перед обыкновенными людьми. Платформа-2010 – это антикризисные правовые инновации во имя модернизации бизнеса, общества и государства.

по материалам allminsk.biz