В Указ о проверках (№ 510) хотят внести изменения

Многое для либерализации законодательства уже сделано. Одним из примеров является указ президента № 510 (вступил в силу с 1 января 2010 года). Вместе с тем правоприменительная практика наряду со сторонниками данного документа выявила и противников. Возражения вызваны конфликтом интересов в органах госуправления. Сторонники документа склоняются к необходимости сосредоточения контрольных функций в узком кругу ведомств. Противники (определенные министерства) стремятся опять все усложнить и подготовить почву для необоснованных проверок и поборов путем расширения своих полномочий.

Указ разработан с благими намерениями. Сократить количество проверок в стране, повысить конкурентоспособность белорусского бизнеса. Документ был направлен на сокращение, а в идеале, на исключение дублирующих функций контролирующих органов.

После вступления указа в силу некоторые ведомства ощутили нехватку властных полномочий. Терять власть и механизмы регулирования отношений не всегда является тем желаемым результатом, на который были направлены надежды. В ряде госорганов (Минэкономики, Минфин, Минтруда, МВД) гибкая, прозрачная и необременительная для бизнеса система контроля не признана. Подобная система мешает работать указанным ведомствам. Чиновников не интересует либерализация – когда на повестке стоит вопрос о сокращении властных и контрольных функций.

В этой связи подготовлены предложения о внесении в указ изменений с целью расширения перечня министерств и ведомств, полномочных назначать внеплановые проверки. А так же рассмотреть вопрос расширения оснований для назначения внеплановых проверок.

Подобные предложения никоим образом не согласуются с планом либерализации белорусской экономики. Когда необходимо сокращать полномочия контролирующих органов и внедрять рыночные механизмы контроля деятельности бизнеса, у чиновников возникает внутреннее противоречие между здравым смыслом и видением собственной роли в экономике страны.

Пришло время, когда назрела необходимость снижения чрезмерных и многочисленных штрафов. Уменьшение числа нормативно-правовых актов противоречащих друг другу и порождающих обширные возможности контролирующих органов.

Целью деятельности отечественных субъектов хозяйствования является развитие экономики страны, повышение конкурентоспособности товаров и услуг, а не нарушение законодательства. Когда это станет понятно контролирующим и законодательным органам нашей страны?

В рамках либерализации экономики необходимо исключить практику двойного наказания.

Необходим баланс между государственным регулированием и работой бизнеса. На данный момент бизнес зарегулирован различного рода проверками. Белорусский бизнес как не разумное дитя – и шагу ступить без контролирующих органов не вправе. Как в таких условиях, возможно, повысить конкурентоспособность отечественного бизнеса?

Участники белорусского рынка отмечают, что санкции в сегодняшней Беларуси предъявляются в большинстве своем из-за нечетких формулировок в законодательстве, а также в силу существования противоречивых нормативно-правовых актов. Соответственно, считают представители белорусского бизнеса, необходимо устранить причины, которые порождают нарушения. Тогда и в проверках смысл отпадет.