Разрабатывая программы по борьбе с теневой деятельностью субъектов хозяйствования, государственные структуры предлагают использовать перечень методов, которые по своей сути сводятся к двум подходам.
Первый предполагает создание радикально-либеральных условий хозяйствования, направленных на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. В этом случае речь должна идти о реформировании системы экономических отношений, приведении ее в соответствие с потребностями, интересами общества в целом и каждого гражданина.
Эффективное регулирование государством рыночных отношений будет означать создание иных, не командно-административных, а экономических условий жизнедеятельности, проведения экономической реформы. Второй связан с ужесточением контроля над хозяйственниками — он ведет к созданию большого количества контролирующих служб, усилению существующих подразделений, ужесточению законодательства и т.д. и всегда сталкивается с сопротивлением не только теневиков, но и рабочих, которым нелегальная деятельность позволяет или получать дополнительные доходы, или своевременно получать заработную плату, или избежать безработицы. Все это однозначно говорит о том, что введение рыночных отношений и трансформация теневой экономики должны идти под контролем государства.
Тенденции, происходящие в настоящее время в социально-экономической сфере государства, требуют внесения соответствующих изменений в процесс борьбы с преступностью (в том числе в экономической сфере) и, как следствие, закрепления данных изменений на законодательном уровне. Практика свидетельствует, что каждое второе налоговое преступление связано с использованием лжеструктур (финкомпаний). Активизация теневых (лжепредпринимательских) структур в кризисное время и, как следствие, вывод капитала в теневой оборот обусловлены и увеличением спроса на оказываемые услуги по обналичиванию (возможной конвертации в иностранную валюту) денежных средств. На сегодняшний день лжепредпринимательские структуры (финкомпании) в целях ухода от налогообложения при осуществлении оптовой торговли в основном используют схему работы посредством договоров комиссии. При использовании такой схемы налоги уплачиваются только с комиссионного вознаграждения, которое составляет не более 1% от оборота. Вместе с тем по расчетному счету таких компаний проходят миллиарды рублей за относительно короткие периоды времени.
Деятельность подставных фирм позволяет лицам, не имеющим государственной регистрации в качестве налогоплательщиков, осуществлять бизнес, прикрывая его фиктивными документами, а действующим налогоплательщикам — уклоняться от уплаты налогов. Зачастую к услугам таких компаний прибегают не только коммерческие структуры, но и бюджетные организации, а также предприятия, использующие в своей деятельности бюджетные средства. После прекращения деятельности таких субъектов хозяйствования их комплексные налоговые проверки проводят налоговые органы. Как правило, из-за непредставления к проверке бухгалтерских документов предполагаемая сумма налоговых потерь определяется налоговыми органами расчетным методом без учета затрат предприятия. Ввиду применения данного метода суммы установленного ущерба практически во всех случаях превышают 1000 базовых величин.
В соответствии с действующим законодательством налоговыми органами в органы финансовых расследований передаются все материалы проверок, размер ущерба по которым превышает указанную выше сумму, для дачи правовой оценки и принятия решения в порядке статьи 174 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь по формальному признаку состава преступления. В то же время по поступившим материалам проверок, как правило, выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовных дел. Данное обстоятельство в первую очередь обусловлено применением расчетного метода, так как рассчитанная таким образом предположительная сумма ущерба, причиненного государству, не является основанием для возбуждения уголовного дела, поскольку не позволяет объективно квалифицировать действия должностных лиц проверенного субъекта. В процессе дальнейшей ликвидации таких субъектов хозяйствования ущерб не возмещается по причине отсутствия у них имущества, а в связи с наличием постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по причине отсутствия вины в действиях должностных лиц практически невозможно и возложение на них субсидиарной ответственности.
Вместе с тем в настоящее время, действующее уголовное законодательство, а именно существующая редакция статьи 234 «Лжепредпринимательство» Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК), не позволяет привлекать лиц, причастных к регистрации (созданию) подставных фирм, к уголовной ответственности, а лица, осуществляющие деятельность от имени и с использованием реквизитов таких структур, как правило, остаются неустановленными.
На основании изложенного в целях пресечения создания и использования лжеструктур, противодействия теневой экономике целесообразно внести изменения в диспозицию статьи 234 УК, а именно ввести уголовную ответственность за государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или создание юридического лица без намерения осуществлять предпринимательскую или уставную деятельность, совершенные лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, без конкретизации криминальных целей использования субъекта хозяйствования, отнеся данное преступление к категории не представляющих большой общественной опасности.
В целях пресечения деятельности таких структур целесообразно было бы в пределах сумм налогообложения ввести и налог с оборота субъектов хозяйствования, осуществляющих оптовую торговлю с использованием договоров комиссии, с одновременным жестким контролем за его взысканием со стороны налоговых органов. Данная мера могла бы противодействовать совершению незаконных финансовых операций по выводу бюджетных денег в теневой оборот и позволила бы декриминализировать сферу оптовой торговли, сократить в ней долю недобросовестного и необоснованного посредничества, а также увеличить налоговые поступления в бюджет. В то же время добропорядочные плательщики не понесут ощутимых потерь, а работа лжепредпринимательских структур станет неэффективной.
Анализ складывающейся обстановки в строительной сфере показывает, что ряд субъектов предпринимательской деятельности осуществляет деятельность в сфере выполнения строительно-монтажных работ также с использованием субподрядчиков, которыми являются лжепредпринимательские структуры. Данная проблема обусловлена тем, что должностные лица управления лицензирования Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь не в полной мере осуществляют контроль за фактическим наличием рабочих строительных специальностей, строительного инвентаря, техники у субъектов хозяйствования, которые представляют документы на получение специальных разрешений, что позволяет лицензиатам получать лицензии на основании подложных документов. Как правило, такие предприятия в дальнейшем привлекаются в качестве субподрядчиков, строительные работы они фактически не выполняют, а оказывают услуги подрядным организациям по сокрытию налогов, завышению объемов строительных работ и легализации строительных материалов, приобретенных за наличный расчет, а также обналичиванию денежных средств. В качестве пути решения данной проблемы целесообразно Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь совместно с заинтересованными разработать механизм, позволяющий эффективно контролировать лицензиатов, как в процессе получения лицензии, так и в период ее действия.
Актуальной остается и тема признания недействительными (установления факта ничтожности) сделок с участием «фирм-однодневок», которые, как правило, регистрируются на подставных лиц или по недействительным паспортам. Следует отметить, что правовые последствия признания сделок недействительными зависят от того, исполнена или не исполнена сделка. Если сделка не была исполнена, она не порождает никаких правовых последствий. Иначе дело обстоит в случаях, когда сделка частично или полностью исполнена. Последствием признания сделки недействительной может быть двусторонняя или односторонняя реституция (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК)) либо ее недопущение (статья 170 ГК). Однако данное положение с учетом внесения изменений в бухгалтерский учет обеих сторон и перерасчета налогов, возможно применить только в отношении действующих (реально осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность) субъектов предпринимательской деятельности.