Чиновники на местах обязаны выяснить у предпринимателей, почему те не хотят создавать рабочие места в малых и средних населенных пунктах. Такое требование на заседании президиума Совмина высказал премьер-министр Сергей Сидорский. Представители бизнес-сообщества говорят: предприниматели не хотят приходить в малые города из-за недоверия к власти.
Правительство давно пытается использовать потенциал как отечественного, так и зарубежного бизнеса для развития малых и средних городов. Как подчеркнул Сидорский, в 2011 году ВВП будет прирастать за счет роста валовой добавленной стоимости и валового промышленного производства в малых и средних городах. Однако сегодня этого не происходит, отмечает премьер.
На 1 июля число малых предприятий в малых и средних городских поселениях составляло 9 809, или почти 93% от задания. Число вновь созданных при этом — только 883, или 54% от годового задания. Причем за первое полугодие, по информации министра экономики Николая Снопкова, было ликвидировано на 135 предприятий больше, чем за соответствующий период 2009 года.
Сидорский выразил недовольство тем, что бизнес в малых и средних городах развивается слабо, несмотря на ряд льгот и привилегий. По его словам, ни придорожный сервис, ни сфера услуг вообще как не развивались, так и не развиваются.
«А чиновники соберутся и обсуждают, чего это бизнес не идет? Так вы с бизнесом встречайтесь. А то сели, ждут, когда кто-то придет и будет помогать работать», — упрекнул премьер.
Глава правительства справедливо заметил, что «бизнес всегда пойдет (в малые и средние города. — Ред.), если ему будет выгодно создавать предприятия на этой территории. Чиновники могут писать по десять-двадцать нормативных документов, но если бизнес будет находить в них некие изъяны, он никогда не пойдет работать в малые города».
Председатель РОО «Перспектива» Анатолий Шумченко, отмечая изъяны в нормативно-правовой базе, не видит смысла во встречах представителей бизнеса с чиновниками на местах.
Такие встречи, по словам Шумченко, «иногда проходят, но они беспочвенны, неконкретны и безрезультатны. Местные чиновники фактически показывают, что им плевать на решения сверху и на призывы правительства по поводу развития бизнеса. Они все равно все сделают по-своему. Ситуация достигла такой стадии, что главе правительства впору самому собирать малый и средний бизнес, чиновников и решать вопросы, а не делать заявления, проку от которых 0,0 процента».
У белорусского бизнеса сформировалось «колоссальное недоверие к власти, поэтому ни о каком желании инвестировать в дальнейшее развитие малых и средних городов речи быть не может», подчеркивает Шумченко.
Председатель РОО «Перспектива» рассчитывает на строгие меры сверху: «Только обсуждение проблем на уровне правительства, публичная порка чиновников и гарантии безопасности в части создания и развития бизнеса могут что-то изменить».
Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов соглашается, что недоверие серьезно сказывается на инвестиционной активности бизнеса.
По его словам, «в одном из малых городов бизнесу предложили за одну базовую величину огромный инвестиционный комплекс — бывший мясокомбинат, который реально стоит больше миллиона долларов. Но на поиски инвестора ушел не один месяц».
Одним из инвестиционных проектов, которые предполагалось реализовать, было создание логистического центра для реализации производственного оборудования, привозимого из-за рубежа.
При создании новых производств в Беларуси инвесторы сталкиваются с дефицитом необходимого оборудования. С помощью такого центра можно было бы частично решить этот вопрос и поспособствовать развитию производственного потенциала, пояснил собеседник.
«Однако, — добавил Маргелов, — белорусские инвесторы в итоге отказались от участия в проекте по финансовым соображениям, а европейские инвесторы, из Польши и Литвы, также отказались, но из-за того, что не поверили в наш благоприятный инвестиционный климат».
По последней информации, сказал он, комплексом заинтересовались инвесторы из Казахстана, которые планируют построить на его месте завод по производству стройматериалов.
Нежелание бизнеса развиваться в малых и средних городах связано также с проблемами получения земельных участков и предоставления объектов посредством аукционов. На все согласования и процедуры уходит по полгода-год, а то и больше.
«Чиновникам надо ускорять и упрощать процессы предоставления участков и объектов, которые интересуют предпринимателей, и смело идти на продажи за одну базовую величину или по минимальным ценам», — считает эксперт.
Открытие бизнеса в малых и средних городах сопряжено со многими рисками. В частности, это проблемы сбыта продукции, а также получения средств за поставленные товары и услуги. С бизнесом исполкомы и госструктуры рассчитываются в последнюю очередь, и хорошо, если вообще рассчитываются, а не накапливают долги.
Также в малых и средних городах, по словам Маргелова, имеется дефицит кадров.
«В одном малом городе, — привел он пример, — мы три недели искали водителя для развоза хлебобулочных изделий, предлагая зарплату 900 тысяч рублей. Ожидания людей настолько высоки, что сложно найти нужные кадры. Но при этом многим не хватает соответствующей квалификации».
Несмотря на привилегии и льготы, которыми государство одарило бизнес, только бы он шел в малые и средние города, Маргелов считает, что «льгот, может быть, и недостаточно. Если ты производишь продукцию, то надо ее реализовывать в крупном городе. А на доставке все льготы будут снивелированы».
Также эксперт подчеркивает, что самые крупные статьи отчислений в бюджет остаются неизменными для бизнеса.
«Малый бизнес в малых и средних городах может создать трудоемкое производство. Это значит, что самый крупный платеж в бюджет — отчисление в ФСЗН. В Парке высоких технологий, например, отчисления в ФСЗН составляют 17% и подоходный налог, если не ошибаюсь, 6%. Там условия созданы. Но для бизнеса в малом городе отчисления в ФСЗН составляют традиционные 36%, подоходный налог — 12%. Вот такие условия», — безрадостно резюмировал эксперт.
По материалам: Андрей КОЖЕМЯКИН