На рынке поиска стартует «убийца» Google

В интернете дебютирует новая поисковая система Blekko. В качестве своего главного преимущества молодой проект заявляет революционное решение по борьбе со спамом и проплаченными ссылками в результатах поиска. Эксперты полагают, что платформа обзаведется узким кругом лояльной аудитории, однако не сможет конкурировать с Google.

Одна из многочисленных компаний Силиконовой долины— Blekko— в понедельник планирует запустить пробную версию одноименной поисковой платформы, которая позиционируется своими создателями как конкурент Google. Новый продукт, как уверяют разработчики, обладает рядом уникальных особенностей. Так, Blekko обещает огородить пользователей от навязчивого спама в виде контекстной рекламы, засилья пролоббированных ссылок, а также вводит режим премодерации. Причем очистка результатов поиска от предполагаемого спама доверена человеку, а не машине.
Основатель и генеральный директор проекта Blekko Рик Скрента, анонсируя выход бета-версии, заявил, что в настоящее время сеть обзавелась рядом характеристик, чьи особенности идут в противоречие с пользовательским интересом. По его словам, всемирная паутина в наши дни насытилась критическим количествам сайтов, контент которых можно отнести к спаму. Скрента отметил, что в результате взаимодействия с существующими моделями фильтрации сетевая среда, ангажированная маркетинговыми структурами, выработала модели противодействия поисковым механизмам. Сегодня информация, получаемая через поисковик, зачастую не отвечает сугубо индивидуальному запросу.
Решение именно этой проблемы разработчики Blekko взяли за основу. Как отмечает Рик Скрента, их поисковик будет сосредоточен на обработке узкого круга сетевых ресурсов, чей контент заведомо будет проверен человеком, а не машиной. Отказываясь от широты поиска, Blekko сосредотачивается на качестве результата, определяемого через соответствие индивидуальному запросу. Иными словами, новый поисковик пытается очертить круг тех площадок в сети, которым можно доверять, и производить конкретный поиск только в этой среде.
«Наша цель— провести уборку в веб-поиске и удалить из него весь спам»,— цитирует Скренту газета The New York Times.
Борьба со спамом
В решении этой проблемы была создана технологическая концепция Blekko. Согласно ней, за основу работы берется вертикальный принцип поиска, результаты которого даются по выбранной тематике. Признавая, что Google занял нишу поиска по всей сети, Blekko в отличие от Bing Microsoft (заточен на развлекательный контент) и Yelp (бизнес-сегмент) выбирает узкопрофильную среду деятельности.
Интерфейс поисковика Blekko
Платформа Blekko предлагает семь востребованных тематических полей, в которых наиболее проявлено засилье спама: здравоохранение, фармацевтика, автомобили, отели, тексты песен, личная бухгалтерия и образование. Для этого круга поисковик производит своеобразную опись ресурсов, производимую человеком. В итоге составляются списки сайтов, «которым можно доверять». В последствии пользователь, составляющий запрос по этим темам, будет получать результат, основанный на обработке уже «премодерированных» ресурсов.
Помимо этого Blekko предлагает поисковые модули, сосредоточенные на работе с одним сайтом или платформой. Например, популярный веб-магазин Amazon. Пользователь может задавать параметры поиска только внутри этого ресурса— так, запрос «iPad/Amazon» выдаст результаты по планшету Apple в указанном сайте.
За три года существования в формате старт-ап проект собрал инвестиций на $24 млн. Поддержать Blekko согласились такие люди, как создатель одного из первых веб-браузеров (в ходе войны браузеров в 1995–1998 году его браузер Netscape проиграл Internet Explorer от Microsoft) Марк Андриссен и Рон Конвей— человек, инвестиционное чутье которого позволило ему вложить деньги в успешные проекты Twiiter, Foursquare и даже Google.
Обещания
В самом деле, проект оправдывает себя уже сегодня. По данным The New York Times, тестирование показало, что, например, для тематического запроса «советы при беременности» платформы Google и Blekko показали разные результаты с позитивным значением для последней. Из десяти топовых результатов поиска поисковики сошлись только в одном— госсайте cdc.gov. Девять остальных, представленных Google, слабо относились к тематике запроса и представляли собой рекламу, как завуалированную, так и прямую,— например, ссылка на сайт знакомств OfficialDatingResource.com. В свою очередь, в десяти наименованиях результата Blekko содержались некоммерческие сайты, посвященные вопросу беременности, а также государственные ресурсы, призванные помочь советом молодым родителям.
Разработчики Blekko уверяют, что более половины ссылок, выводимых агрегатором Google по наиболее популярным темам, ангажированы маркетинговыми структурами и не имеют утилитарной пользы.
«Автоматизированная система Google не может гарантировать, что статьи, выдаваемые при поиске, написаны доктором, а не маркетинговым агрегатором, который проплачивает ссылку. В то время как человек всегда может легко это определить»,— отмечает специалист, основатель PivotNorth Capital Тим Коннорс.
Такая картина тем не менее касается узкого круга тематических запросов. В остальном же результаты поиска двух систем весьма схожи. В этом, как говорят специалисты, главная проблема для Blekko. Поскольку, по данным comScore,две трети американских пользователей выбирают именно Google, что говорит об удовлетворенности сервисом.
«Blekko представляет довольно интересный поворот в этом секторе. Они могут собрать небольшую группу лояльной аудитории. Однако стать „убийцей Google“ точно не смогут»,— отмечает главный редактор портала Search Engine Land Дэнни Салливан.
По материалам: gzt.ru