Неприкосновенность собственности, свободу ценообразования и налоговую амнистию предполагает подготовленный правительством проект директивы о либерализации экономики.
На прошлой неделе в средствах массовой информации появился текст проекта Директивы № 4 об экономической либерализации. Подготовленный правительством проект документа предполагает дать предпринимателям больше возможностей в решении вопросов ведения их собственного бизнеса.
Наверное, самый главный вопрос в современной белорусской экономике — свобода цен. Нет свободы ценообразования — нет рынка. Это аксиома. К сожалению, белорусские субъекты хозяйствования связаны по рукам и ногам множеством инструкций, определяющих порядок установления цен.
И этот вопрос планируется решить. Подготовленный правительством Беларуси проект директивы о либерализации экономики предусматривает переход с 1 марта 2011 года на свободные рыночные цены и тарифы, за исключением минимального перечня, устанавливаемого президентом.
«До 1 марта 2011 г.: обеспечить внесение изменений в нормативные правовые акты по ценообразованию, предусмотрев переход на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на товары (работы, услуги), за исключением минимального перечня товаров (работ, услуг), устанавливаемого президентом Республики Беларусь, прежде всего в отношении продукции, товаров организаций-монополистов», — сказано в проекте директивы, текстом которого располагает агентство «Интерфакс-Запад».
Наряду с этим авторы проекта предлагают отменить при применении свободных цен ограничение надбавок в оптовой и розничной торговле и отказаться от обязательного составления экономического обоснования под уровень применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), за исключением товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов).
По их мнению, необходимо «исключить любое вмешательство органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности (за исключением целей противодействия монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, и товаров (работ, услуг), перечень которых устанавливается президентом Республики Беларусь)».
В случае утверждения директивы в нынешнем виде с нового года будут отменены и требования к наценочным категориям, необходимость утверждения рецептур для предприятий розничной торговли и общественного питания.
В проекте правительству предлагается до 1 января 2011 года внести предложения по реорганизации антимонопольного органа, который сегодня входит в состав Минэкономики.
«Облисполкомам и Минскому горисполкому не допускать существования межобластных и иных региональных ограничений при осуществлении торговли товарами, выполнении работ (оказания услуг), в том числе установления квот по продажам произведенного в соответствующем регионе», — сказано в проекте.
Указанные меры в документе предлагаются с целью создания условий «для развития конкуренции между субъектами предпринимательской деятельности всех форм собственности».
Помимо этого, правительство в проекте директивы предлагает президенту провести налоговую амнистию «теневого» бизнеса, который готов легализовать свои доходы. Проект директивы предписывает правительству «до 1 июля 2011 года внести на рассмотрение главы государства проект нормативного правового акта о введении в Республике Беларусь налоговой амнистии к лицам, которые готовы себя реабилитировать путем легализации своих доходов».
Кроме того, предусмотрен ряд инициатив, направленных на переориентацию контрольной деятельности в сторону предупреждения правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности. В связи с этим планируется пересмотреть законодательство об ответственности предпринимателей за правонарушения, обеспечив соразмерность ответственности характеру правонарушения и степени причиненного им вреда.
В проекте сказано, что «проверки не должны нарушать производственно-хозяйственную деятельность проверяемых хозяйствующих субъектов». В связи с этим «любая приостановка деятельности может осуществляться только в определенных законодательными актами случаях специально уполномоченным контрольным органом или судом исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, охраны жизни и здоровья граждан, а продлеваться исключительно по решению суда».
Правительство предлагает проводить проверки добросовестных предпринимателей не чаще 1 раза в 5 лет.
В проекте содержится также требование до 1 марта 2011 года уменьшить штрафы по всем административным правонарушениям в 2 раза при наличии смягчающих обстоятельств.
Предлагается ввести такой вид административной ответственности, как предупреждение по формальным нарушениям, не влекущим сокрытие налогов или причинение иного материального вреда, и устранить многократную ответственность за одно и то же правонарушение.
Предусматривается запрет на практику содержания под стражей до суда как меры пресечения в отношении лиц, совершивших экономические преступления, не представляющие общественной опасности.
По материалам: belmarket.by