Какой бизнес победит?

Журналы удобнее всего конвертировать не в сетевые порталы, но в приложения – об этом пишет и Крис Андерсен из Wired, и Джим Уэльс из Wikimedia Foundation. Однако с действительно стоящими идеями для iPad туго как никогда. Где же выход?

Можно назвать сразу несколько дат рождения интернета. 1969-й – год, когда впервые были переданы данные по Сети. 1971-й – год появления электронной почты. 1984-й – разработка системы доменных имeн. В 1993-м появился браузер. Тогда уже работали первые новостные сайты. Старейший интернет-журнал существует с 1984 года.

И на протяжении всего этого времени ни на секунду не прекращаются рассуждения на тему скорой смерти печатных СМИ. Такие же, как при появлении радио в конце XIX века или распространении ТВ в 1950-1960-е годы. Как тогда, газеты и журналы как будто не замечают никаких пессимистических прогнозов, хотя тиражи действительно снижаются, а посещаемость веб-страниц, кажется, растет.

Есть ли смысл в таких, чаще всего идущих из самой Сети, предсказаниях?

Если исходить из того, как сегодня финансируются рекламные кампании, – да, есть. Реклама – вполне объективный показатель, поскольку все стараются распределять бюджеты эффективно, использовать самые массовые медиа. Крупные бюджеты интернет-рекламы демонстрируют доверие рекламодателей к ней. Например, только в первом полугодии 2010 года компания Procter & Gamble потратила на медийную рекламу в Рунете 220 млн рублей, что в четыре раза больше, чем за тот же период в 2009-м. И, кстати, почти 20% их телевизионного бюджета.

Примерно такое же соотношение наблюдается в целом по рынку: в телерекламу было вложено около 56 млрд рублей, в интернет, считая контекстную рекламу, – свыше 11 млрд (рост на треть). При этом Россия явно далеко не лидер по объемам рекламных вложений и развитию интернета.

Реклама на ТВ по-прежнему актуальна и в более развитых, более «вовлеченных» в Сеть странах, чем Россия; с рынком печатной рекламы все обстоит гораздо хуже. В августе 2010 года Всемирная газетная ассоциация (World Association of Newspapers, WAN) выпустила доклад, в котором, в частности, утверждается, что рекламные бюджеты в газетах уменьшились на 17% по миру. В Центральной и Восточной Европе, куда, по-видимому, следует отнести и Россию, падение составило 18,7%.

По мнению руководства iZine, бумажные издания больше не отвечают тем стандартам, которые установил интернет: оперативность, обновляемость, мультимедийность и интерактивность. Поэтому идея совместить воедино все лучшее, что дает печать и интернет, лежала на поверхности. Одним из самых важных факторов, который должен привлечь рекламодателя в этот безусловно коммерческий проект, стала высокая вовлеченность читательской аудитории. В iZine уверены, что время, которое читатель потратит на журналы, будет столь велико, что позволит говорить о принципиально иной дефиниции – «эфирном времени в интернете».

Агентство TNS сообщает о том, что отечественной прессе, возможно, пришлось еще хуже: в 2009 году ее рекламные доходы снизились на треть. И это связано не только с кризисом – он только выделил тенденции, отчетливо обозначившиеся еще в 2007–2008 годах. Практически все ежедневные новостные издания ушли в интернет, любой журнал имеет собственную онлайновую версию, причем зачастую более популярную, чем печатный вариант, причем многократно. Это касается и «серьезного чтения», и развлекательной прессы.

Однако сегодня наблюдается и другое явление, которое удивляет многих наблюдателей, – существующие форматы интернет-прессы и рекламы далеко не всегда адекватны предъявляемым к ним требованиям. Блогосфера не смогла заменить журналистику, даже несмотря на пугающую порой политизацию в 2010 году. В сентябрьском номере журнала Wired вышла статья с заголовком «Веб умер, да здравствует интернет». В ней указывалось, в частности, что, занимая 50% американского трафика в 2000 году, сегодня Веб «сжался» до 23%. Это столько же, сколько P2P-сети, и более чем вдвое меньше, чем видео.

Трафик, конечно, не лучший показатель. Понятно, что видеоролик «по чистому весу» равняется тысячам страниц. Однако это, равно как и оптимистические прогнозы относительно цифрового ТВ и радио, свидетельствует о том, что концепция Мировой сети, где каждый был активным участником, а не просто потребителем, устарела. И о том, что люди все меньше читают в интернете, а больше смотрят ролики и обмениваются файлами.

Наконец, медийная реклама, несмотря на постоянное развитие технологий и увеличение расходов, также потерпела крах. Об этом недвусмысленно свидетельствует статистика, приводимая в специальном номере «Эксперта», посвященном интернету. Баннер вызывает раздражение у 88% пользователей, платные ссылки – у 69%. В то же время газеты и журналы размещают рекламу, устраивающую 73% своих читателей, из которых серьезно ее рассматривают целых 66% – больше, чем в любом другом виде медиа. Все больший интерес рекламодателей вызывает контекстная реклама.

На этом фоне проекты типа видеороликов, загружающихся на странице без ведома и согласия пользователя (последняя инициатива агентства AdWatch), выглядят вчерашним днем. Пользователь должен получать то, что ему интересно, и если печать вызывает у него большее доверие, следует учитывать это.

Представители IT-индустрии прекрасно осведомлены о достоинствах бумажных журналов. Воспроизведение их формата в цифре – тренд, охвативший весь мир. Еще в середине 2000-х годов начали говорить об электронной бумаге. Об устройствах с тачскрином, позволяющих листать файл как книгу, и о планшетах – том же iPad – не слышал только человек, вовсе незнакомый с современной цифровой техникой. Журналы удобнее всего конвертировать не в сетевые порталы, но в приложения – об этом пишет и Крис Андерсен из Wired, и Джим Уэльс из Wikimedia Foundation. Язык для создания таких приложений есть. В первую очередь благодаря компании Adobe, развивающей Flash – основу не только анимации, а также внутренней структуры многих сайтов и потокового видео.

А вот встреча всех этих компонентов в едином формате у большинства участников рынка так и не состоялась: как написал Даниил Дугаев из «Афиши», проанализировав «успехи» на этом поприще, «хотите, назову вам область, где действительно туго с идеями? Это журналы для iPad».

Причины закрытия журнала «Русский Newsweek», согласно официальному сообщению ИД, чисто экономические. По словам президента международного направления Axel Springer AG Ральфа Бюхи, издательскому дому «не удалось подвести под журнал прочную экономическую базу и создать для него соответствующие перспективы». Даже несмотря на то, что «Русский Newsweek» был заметным событием на российском медиарынке, получил признание читателей и профессионального сообщества и отвечал самым высоким стандартам журналистики.

Готовой, а главное, работающей концепцией развития журналов-приложений, основанных на Flash и родственных ему технологиях, обладают немногие. Тем выгоднее смотрится компания Ceros (Великобритания), разработавшая платформу для подобных публикаций еще в 2006 году и с тех пор не дающая ей морально устареть. Ближайшие ее конкуренты до сих пор, кстати, находятся на стадии проектирования. На платформе Ceros создаются журналы в виде скачиваемых или просматриваемых в Сети приложений – почти неотличимые от печатных изданий. За исключением одной маленькой детали: на страницах может быть размещен не только обычный текст или статичные изображения, но и видеоролики, анимация, функциональные меню – весь контент, который позволяет сделать Flash.

По сути, это применение rich media (по-английски, кстати, теперь предпочитают «interactive media») в принципиально новом ключе – не для рисования баннеров, раздражающих 9 из 10 пользователей интернета, а для создания полноценного продукта. В числе клиентов Ceros – IKEA, Sony, Nokia, BBC, HP, Cadbury…

Еще одно важное отличие продуктов Ceros от rich media, каким мы его знаем, – читатель сам может регулировать степень своей вовлеченности в интерактив, включая или отключая звук, видеовставки или анимацию, обращаясь к скрытым меню или просматривая только текст.

В России первый стартап, полностью основанный на технологи Ceros, – издательский дом iZine (Internet magazine) – был запущен только в этом году. Несмотря на юный возраст, мы успели запустить несколько журналов в новом формате – от компьютерной техники до модной жизни. Ориентируемся мы по большей части на молодежь, самую активную аудиторию в Сети. Хотя журналы легко доступны почти для любого пользователя современного интернета – слово «современный» здесь стоит подчеркнуть: журналы рассчитаны на связь третьего-четвертого поколения.

Пионер и нынешний лидер рынка сетевых журналов, компания Zinio идет по другому пути. Она выводит в онлайн уже существующие журналы, заключая в привлекательную оболочку их точные копии, причем за деньги – неудивительно, что с Zinio сотрудничает Руперт Мердок, прославившийся попытками монетизировать интернет-СМИ.

Насколько же перспективным выглядит проект по переносу отечественных глянцевых журналов на планшеты – разумеется, производства Apple – без существенного изменения их контента? Вряд ли это можно назвать «ожившим глянцем». Как показывает опыт первых планшетных или даже просто рассчитанных на онлайн-распространение журналов, механический перенос контента на новый носитель оставляет его мертвым.

Кроме того, замечает профессор Йо Гребель, директор Deutsches Digital Institut Berlin, у статусных журналов есть не менее важная, чем получение информации, «функция физической репрезентации». А онлайн-проекты могут выигрывать лишь за счет конвергенции, продолжает он. То есть слияния текста и изображений с сетевыми способами представления информации – в конечном счете творческого преобразования, адаптации журнального формата к цифровым носителям, а лучше – создания отдельной отрасли журналистики, с учетом всех действующих факторов. Если проводить аналогии, Zinio с переменным успехом занимается конвергенцией, а iZine создает в журнальном формате проекты, изначально предназначенные для цифровых носителей.

Очевидно, что назрела необходимость обсудить на профессиональном уровне перспективы, которые в ближайшем будущем ожидают современные СМИ. Сейчас ясно одно: рынок интернет-рекламы нуждается в качественном скачке в представлении информации.
По материалам: Алексей Короткин, *********.by