Проблемы въездного туризма

Продавать Беларусь – так в узких кругах называется деятельность туроператоров по привлечению в страну зарубежных туристов, которую государство пытается стимулировать. Но отдельные формулировки нового Закона «О туризме» ставят под сомнение не только развитие въездного туризма в стране, но и статус некоторых услуг, отмечает эксперт «Завтра твоей страны», редактор газеты «Туризм и отдых» Лилия КОБЗИК.

Продажа Беларуси – дело благородное. Приветствуется и поощряется государством. Пока, правда, больше на словах. Но, бывает, и на деле тоже. Например, Указ Президента, изданный в 2006 году и посвященный поддержке въездного туризма, даровал фирмам существенные преференции: освобождение соответствующих услуг от налога на добавленную стоимость. Это, конечно, не полное освобождение от всей налоговой нагрузки, как в случае с экспортом программных продуктов, но тоже весьма стимулирующий момент для отрасли.

Впрочем, долго и эффективно стимулировать у нас не умеют. Что-то обязательно случится и помешает. К такому выводу можно прийти, проанализировав отдельные положения нового Закона «О туризме», вступившего в силу 6 октября 2010 года, и совсем свежие комментарии к нему юристов Министерства спорта и туризма и Министерства по налогам и сборам.

Оба комментария к Закону содержат жесткое определение, что такое тур и какие услуги обязательно должны в него входить. Обязательными услугами являются минимум две из трех следующих: перевозка, размещение и, как сказано, «иные услуги, не являющиеся сопутствующими». Любопытно, что, к примеру, завтрак в отеле, посещение spa-салона, бронировка конференц-зала – все это услуги «сопутствующие» размещению. Чтобы тур назывался туром, а деятельность туристической, фирма должна продать клиенту не менее двух из трех обязательных услуг. Если фирма бронирует для зарубежного гостя, скажем, только проживание в отеле, либо только трансфер, либо только экскурсию, то это не только не тур, но и, согласно новым нормам, такая услуга вовсе не является туристической. А раз это не туризм, то, естественно, никакие льготы на эту, теперь безымянную, деятельность не распространяются. И если белорусский въездной оператор, не дай Бог, продаст своему клиенту турпакет, в который включено проживание в столичной пятизвездочной гостинице плюс питание, плюс посещение фитнес-центра, сауны, spa-салона то, по новым законам, никакой он не въездной оператор. Следовательно, платить налоги надо, как говорится, по полной. Но даже не это самое «смешное». А то, что вообще непонятно, как теперь эти услуги документально оформлять, потому что все вышеперечисленное – уже НЕ ТУРИЗМ! «А что же это?» – растерянно спрашивают въездные операторы, которых в Беларуси, между прочим, полтора процента от общего количества турфирм. Ответ, похоже, пока никто дать не может.

А вот ответ на вопрос, почему количество бизнесменов, делающих ставку на «продажу Беларуси», не растет или растет очень медленно, есть: стремное это дело – иметь дело с государством, быть целиком зависимым от того, куда в данное время подует ветер, все время ждать подвоха. Кроме логичного вопроса, что тут, собственно, в Беларуси «продавать», постоянно возникают проблемы, как это продавать. А когда проблем много, бизнес не развивается.

Интересно, что уже в ближайшее время ожидается выход нового Указа президента, призванного стимулировать въезд. В числе прочих в нем содержатся существенные налоговые послабления для белорусских отелей, принимающих иностранцев. После вступления в силу этого указа цены туроператоров, предлагающих иностранцам услуги бронировки тех же отелей, станут абсолютно неконкурентоспособными, а деятельность тех немногих фирм, которые специализируются на въезде, потеряет смысл. Ведь так называемые «комплексные» туристы (которые заказывают сразу и перелет, и размещение, и – как требует закон — трехразовое питание) составляют совсем небольшую часть въездного туристического потока в Беларуси. Основной «контингент» наших зарубежных гостей – это индивидуалы, бронирующие отдельные услуги, и, чаще всего, это именно услуги отеля.

— На сегодняшний день в белорусском туризме сложилась абсурдная ситуация, — говорит директор компании «БеларусТурСервис», специализирующейся на въездном туризме, Геннадий Левшин. — Туроператор больше не может предложить иностранному туристу отдельную, необходимую клиенту, услугу. Белорусский оператор может предложить иностранцу только набор, включающий обязательные услуги. Если по каким-либо причинам этот набор не устраивает клиента и он хочет отказаться от одной из «обязательных» услуг, то туроператор должен увеличить стоимость оставшейся услуги на 20%, либо вовсе отказать иностранному туристу в обслуживании.

Добавим, что абсурдность ситуации усугубляется еще и тем, как «попали» фирмы (в основном, туристические), вложившие средства в разработку Интернет-ресурсов, на которых можно бронировать различные «отдельные» услуги в Беларуси, в том числе, отели. По сути, это деньги, вложенные в раскрутку и продвижение Беларуси. Те самые инвестиции, которых ждет государство.

Кстати, некоторые из этих ресурсов операторы в эти дни презентуют на самой популярной туристической бирже мира – в Лондоне. Но, пардон, продажа туруслуг через Интернет для иностранцев в Беларуси становится практически невозможной или, в крайнем случае, стремной. Поскольку этот процесс предполагает, что клиент самостоятельно осуществляет поиск, сравнение, формирование набора необходимых услуг и их оплату. Если ничего не подозревающий иностранец сформирует и оплатит набор услуг, не подпадающий под понятие тура (как его понимают юристы Министерства по налогам и сборам), то стоимость этих услуг для туроператора резко возрастет, и, пожалуй, ему проще будет закрыть ресурс. Это еще и к вопросу об инвестициях.

— В свое время мы несколько раз обращались в Министерство спорта и туризма, писали официальные запросы юристам, где предупреждали о последствиях введения формулировок и тура, и обязательных услуг – именно для въездного туризма. О том, что во всем мире любая услуга, которая связана с организацией путешествия, является туристической, — говорит Геннадий Левшин. — Но, к сожалению, нас не услышали. Теперь из-за нечеткости понятий тех же «сопутствующих услуг» даже если туроператор и продает вроде бы туры, он не может быть уверен, что налоговые органы признают эти комплексы услуг именно турами и не начислят соответствующие штрафные санкции.

То есть, как отмечает директор компании «БеларусТурСервис», если все останется по-прежнему, риск для въездного оператора «попасть» на огромные санкции настолько велик, что данная деятельность теряет всякий смысл и о развитии въездного туризма в Беларуси через некоторое время можно будет забыть.
По материалам: zautra.by