Затраты компаний на интернет-продвижение за 2010 год

В этом году ресурс Marketing.by во второй раз провел рейтинг SEO-компаний Беларуси, по итогам которого в очередной раз удалось оценить объем этого сегмента интернет-рекламы и сравнить с данными прошлого года.

Несмотря на то, что рынок SEO остается достаточно закрытым, второй рейтинг помог разбраться в ситуации клиентам и заказчикам SEO-услуг.

Результаты рейтинга были объявлены 18 ноября в Минске на Второй международной практической конференции «Продвижение сайтов в белорусском интернете. Революция». Как и в прошлом году, на конференцию приехали именитые гости из «Яндекса», Google, «Бегуна», TrustLink, Sape.ru, Usabilitylab, Webeffector, SEOLIB и др.

По оценкам прошлого года, объем рынка SEO-услуг в Беларуси в 2009 году составил не менее $3,18 млн. Это более половины объема рынка медийной и контекстной интернет-рекламы (по данным ZenithOptimedia, этот сегмент в Беларуси по итогам 2009 года составил $6 млн). Контекстная реклама в этом объеме занимает всего 15%, тогда как среднеевропейский показатель доли этого вида интернет-рекламы равен 50%.

Напомним, что объем белорусского рынка SEO-услуг – это совокупный объем средств, которые тратят клиенты белорусских SEO-компаний на продвижение своих сайтов в Сети. В данной оценке учитываются доходы как от белорусских заказчиков, которые продвигают сайты только в Байнете, так и от иностранных – продвижение в Рунете.

В данные расчеты не входят доходы чисто аутсорсинговых SEO-компаний, которые работают только с западными клиентами и никак не позиционируют себя на белорусском рынке.

Методика оценки

Приглашение к участию в рейтинге получили более 70 компаний, которые заявляют, что оказывают услуги по поисковому продвижению сайтов. Однако большой процент этих компаний заявляет как таковое наличие услуги по поисковому продвижению, но не реализует SEO-проекты. Большинство компаний, представленных на белорусском рынке, является web-студиями, лишь небольшой процент этих компаний (около 5%) занимается лишь поисковым продвижением и реализацией кампаний по контекстной рекламе.

Совокупное количество текущих клиентов белорусских SEO-компаний, которые приняли участие в рейтинге, составляет 958 (по данным анкетирования участников), что в полтора раза больше аналогичного прошлогоднего показателя (661). Среднее количество сотрудников компаний, принявших участие в рейтинге в этом году, составляет 20 человек, в то время как в прошлом их было 16.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что рынок растет главным образом за счет укрупнения компаний, для которых поисковое продвижение является основным направлением бизнеса. Об этом также свидетельствует незначительное увеличение участников рейтинга с 16 в прошлом году до 20 в этом.

В основе расчета лежат данные по средней стоимости продвижения сайта клиентов – т.наз. среднемесячный чек. Среднемесячный чек по Беларуси по оценкам игроков рынка составляет $250. Среднемесячный чек по России – $1000.

Также эксперты утверждают, что компании-участники рейтинга занимают 80% белорусского рынка SEO по числу обслуживаемых клиентов. Оставшиеся 20% клиентов приходятся на компании, которые по разным причинам отказались от участия в рейтинге, и фрилансеров. В прошлом это соотношение было 70/30.

Средний процент российских заказчиков у белорусских сеошников составляет не менее 15% (это российские клиенты, которые продвигают свои сайты только в Рунете, но услуга оказывается на территории Беларуси).

В результате объем рынка SEO-услуг в Беларуси по итогам текущего года составит $5,2 млн. Рост по сравнению с прошлым годом – 64%. При этом затраты белорусских компаний на продвижение в Байнете составляют $3,1 млн, а на российских клиентов приходится $2,1 млн.
.
В разрезе всего рынка интернет-рекламы

Напомним, что, по оценкам агентства ZenithOptimedia, в 2010 году объем рынка интернет-рекламы (медийная и контекстная) в Беларуси составит $7,6 млн. В этой оценке не учтен т.наз. Classified – каталоги и частные объявления.

Для сравнения, в европейских странах доля поисковой рекламы занимает примерно половину всех рекламных затрат в интернете. Т.е. белорусский рынок по структуре вполне уже догнал как соседние страны Рунета, так и страны Европы. Осталось догнать по доле в общих рекламных затратах в целом.
По материалам: *********.by