2007 год можно считать поворотным моментом в отношении властей к приватизации.
Столкнувшись с рядом внешних вызовов, правительство стало проводить политику точечной приватизации, которая была направлена на обеспечение притока иностранной валюты, необходимой для финансирования растущего дефицита текущего счета. Также было заявлено о том, что приватизация должна стать важной составляющей экономической политики.
В результате наблюдалось резкое увеличение числа приватизационных сделок и рост доходов от их проведения. Если в 2006 году общий доход от таких операций составил всего USD 0.03 млн, то в 2007 году этот показатель был уже USD 1.2 млрд. Однако здесь нужно отметить, что большая доля доходов от приватизации в последующие годы приходилась на продажу 50% акций «Белтрансгаза» российскому «Газпрому» за USD 2.5 млрд. Эта сделка была проведена таким образом, что платежи в USD 625 млн должны были поступать каждый год в период между 2007 и 2010 (всего USD 2.5 млрд).
В итоге, несмотря на то, что в 2007 году в массовом масштабе приватизация крупных белорусских предприятий не проводилась, этот год мог рассматриваться как весьма многообещающее начало.
2008
В начале 2008 года наметился дальнейший прогресс в набиравшей обороты приватизации. В 2008 году был принят трехлетний план приватизации государственного имущества на 2008–2010 годы. Он предполагал акционирование 519 предприятий и дальнейшую приватизацию 147 из них. Однако в итоге за 2008 год лишь 158 предприятий были акционированы, и акции только двух из них были в итоге проданы.
Причиной этого очевидного различия между планом и результатом может быть назван приход мирового финансового кризиса, который, естественно, стал тормозить подобные операции не только в Беларуси, но и во всем регионе. Однако в это время правительство показало явные признаки нежелания продавать государственные предприятия по более низким по сравнению с докризисным периодом, ценам. Вызванное кризисом снижение цен и изменение критериев оценки не устраивало белорусское правительство. В результате, несколько крупных сделок не состоялось, а поступления от приватизации за 2008 год составили USD 0.9 млрд, что несколько меньше, чем сумма предыдущего года. За исключением ежегодной оплаты за продажу «Белтрансгаза» в размере USD 625 млн, единственной крупной сделкой стала продажа мобильного оператора «БеСТ» за USD 266 млн.
2009
Торможение в процессе приватизации продолжилось в 2009 году, когда правительство воздерживалось от продажи активов компаний, несмотря на значительное внешнее давление, которое оказывалось по разным причинам по двум направлениям. С одной стороны, российские компании были заинтересованы в получении доступа к стратегическим отраслям Беларуси, с другой – условия кредитных соглашений с МВФ и Всемирным банком должны были создать все необходимые условия, чтобы заложить основу широкой программы приватизации.
В 2009 году доходы от приватизации составили USD 1 млрд, что приблизительно соответствует уровню предыдущего года. Однако надо помнить, что эта сумма также включает в себя транш за «Белтрансгаз» в размере USD 625 млн. Вместе с тем ближе к концу года появилась новая особенность: возможность продажи некоторых активов при наличии спроса по несколько более низким ценам. Несмотря на неоднократные заявления властей о намерении продать БПС-Банк за сумму USD 500 млн, эта сделка принесла только USD 280 млн, что стало свидетельством некоторой гибкости со стороны государства.
2010
В 2010 году белорусские власти заявили о планах получить около USD 1 млрд от приватизационных соглашениий с иностранными инвесторами. Эта цифра также равняется полученной по результатам 2009 года с учетом транша за «Белтрансгаз», поступления от продажа 50% акций которого в настоящее время являются единственной состоявшейся крупной сделкой (USD 625 млн).
Еще одной причиной заявленной приватизации некоторых государственных предприятий, кроме очевидных потребностей покрытия дефицита текущего счета, является намерение покрыть дефицит бюджета, который в этом году, по прогнозам, может составить около USD 900 млн (1.5% от ВВП). Согласно данным Фонда государственного имущества Республики Беларусь, в настоящее время около 118 предприятий находятся в процессе акционирования. В то же время, заявленные цели на 2010 год должны быть восприняты с определенной осторожностью, так как правительство может вносить коррективы в процесс приватизации в любое время. Нежелание властей увеличивать государственный долг или новые негативные тенденции в отношениях с Россией по вопросам импорта нефти и газа могут способствовать активизации процесса продажи стратегических компаний иностранным инвесторам. Если нынешние оптимистические ожидания правительства по поводу улучшения внешних условий торговли на основных экспортных рынках страны не осуществятся, иностранным инвесторам, вероятно, будет предложено большее количество предприятий на более выгодных условиях. С другой стороны, в феврале 2010 года Президент Беларуси дал понять, что рассматривает дальнейшую продажу государственного имущества только в качестве крайней меры и только за очень высокую цену. Таким образом, наблюдаеме в предыдущем году торможение, видимо, продолжится.
Заключение: быстрый рост приватизационной активности в течение 2007–2008 годов по сравнению с предыдущими годами практически остановился с приходом в Беларусь мирового финансового кризиса. С конца 2008 года состоялось лишь несколько новых сделок. Придание нового импульса приватизационному процессу имеет исключительное значение для властей.