Минфин называет некорректным заявления представителей общественных объединений предпринимателей о значительном увеличении в текущем году налоговой нагрузки на индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог.
Такие комментарии произошедших с 1 января 2011 года в налоговом законодательстве изменений, опубликованные отдельными интернет-изданиями, некорректны, поскольку полностью искажают действительность, утверждают в Минфине.
О каких же конкретно изменениях идет речь и как они реально повлияли на индивидуальных предпринимателей? Рассказывают специалисты министерства:
Для полного понимания ситуации обратимся к краткой истории вопроса.
Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц применяется в Республике Беларусь на протяжении последних 10 лет. Основной его смысл заключается в том, что индивидуальный предприниматель при осуществлении отдельных видов деятельности (как правило, трудно поддающихся контролю) вместо совокупности установленных налогов и сборов уплачивает практически один налог, взимаемый в фиксированной величине, независимо от размера реально полученного дохода. Именно в этом заключается его привлекательность как для предпринимателей, так и для государства.
Вполне естественно, что его взимание связано с рядом особенностей. Одна из них – это применение повышающего коэффициента к ставкам единого налога для индивидуальных предпринимателей, торгующих товарами, не произведенными в Республике Беларусь. По сути это аналог импортной таможенной пошлины, применяемой абсолютным большинством стран и направленной на защиту внутреннего рынка.
С учетом этого коэффициента, индивидуальный предприниматель, занимающийся реализацией импортных товаров, всегда объективно уплачивал большую сумму единого налога по сравнению с предпринимателем, занимающимся торговлей белорусских товаров или оказывающим услуги.
Вместе с тем, с развитием предпринимательства в Республике Беларусь, совершенствованием других систем налогообложения (в частности, упрощенной системы налогообложения) справедливо стал вопрос о выравнивании конкурентных условий между субъектами предпринимательства, применяющими отличные от единого налога системы налогообложения.
Дело в том, что индивидуальный предприниматель или организация, применяющие общую или упрощенную системы налогообложения, уплачивают налоги в зависимости от размера полученного дохода, прибыли, выручки и т.п. А индивидуальный предприниматель, уплачивающий единый налог, вносит его в бюджет в фиксированном размере независимо от реально полученного дохода, что при значительном торговом обороте ставит его в более выгодные условия, заключающиеся в возможности получения большей прибыли, снижении цен и др.
Именно для выравнивания конкурентных условий деятельности различных субъектов предпринимательства с 2009 года в систему взимания единого налога был введен механизм доплаты. Его смысл заключался в том, что при превышении у индивидуального предпринимателя выручки от реализации товаров и услуг 20-ти кратного размера подлежащего уплате единого налога, с суммы такого превышения в бюджет необходимо было доплатить налог в размере 10 процентов.
Но именно из-за того, что индивидуальные предприниматели, реализующие иностранные товары, к ставке единого налога применяли повышающий коэффициент, предельный размер выручки, с которого они вынуждены были осуществлять доплату налога, для них существенно превышал предельный размер выручки, рассчитанный для индивидуальных предпринимателей, реализующих белорусские товары или оказывающих услуги и уплачивающих единый налог без повышающего коэффициента. В результате эти категории индивидуальных предпринимателей оказалась в худшем положении, чем индивидуальные предприниматели, занимающиеся торговлей импортными товарами, поскольку при равном объеме выручки вынуждены были платить большую сумму единого налога. Весьма наглядно это иллюстрирует условный расчет.
№ п/п | Показатели |
ИП, реализующий белорусские товары до 2011 г.
|
ИП, оказывающий услуги до 2011 г.
|
ИП, реализующий импортные товары до 2011 г.
|
1. | Ставка единого налога, рублей |
300 000
|
300 000
|
300 000
|
2. | Повышающий коэффициент |
х
|
х
|
2
|
3. | Сумма единого налога, подлежащая уплате (стр.1хстр.2), рублей |
300 000
|
300 000
|
600 000
|
4. | Предельный размер выручки, при достижении которого производится доплата единого налога (стр.3х20) |
6 000 000
|
6 000 000
|
12 000 000
|
5. | Сумма единого налога, подлежащая доплате при размере выручки ИП 13 млн. рублей ((13млн. руб.-стр.4)х10%), рублей |
700 000
|
700 000
|
100 000
|
6. | Итого сумма уплачиваемого единого налога (стр.3+стр.5) |
1 000 000
|
1 000 000
|
700 000
|
Таким образом, между налогообложением указанных категорий индивидуальных предпринимателей возникли диспропорции, которые и были устранены с 1 января 2011 года путем внесения в налоговое законодательство соответствующих изменений.
Конкретно для этого изменена база для расчета предельного размера выручки, при превышении которого осуществляется доплата единого налога. В ее качестве для всех индивидуальных предпринимателей установлена ставка единого налога без корректирующих коэффициентов. Одновременно произошло увеличение предельного размера выручки с 20-кратной суммы единого налога до 30-кратной ставки единого налога, а ставка такой доплаты снижена с 10-ти до 8 процентов.
В результате действительно, для индивидуальных предпринимателей, занимающихся реализацией импортных товаров, сумма доплаты единого налога с выручки возросла. Но одновременно произошло снижение налоговой нагрузки для индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговлей белорусскими товарами или оказывающих услуги, причем довольно существенное. Всего к данной категории относится более 45 тысяч индивидуальных предпринимателей.
№ п/п | Показатели |
ИП, реализующий белорусские товары
|
ИП, оказывающий услуги
|
ИП, реализующий импортные товары
|
|||
2010 г. справочно
|
2011 г.
|
2010 г. справочно
|
2011 г.
|
2010 г. справочно
|
2011 г.
|
||
1. | Ставка единого налога, рублей |
300 000
|
300 000
|
300 000
|
300 000
|
300 000
|
300 000
|
2. | Повышающий коэффициент |
х
|
х
|
х
|
х
|
2
|
2
|
3. | Сумма единого налога, подлежащая уплате (стр.1хстр.2), рублей |
300 000
|
300 000
|
300 000
|
300 000
|
600 000
|
600 000
|
4. | Предельный размер выручки, при достижении которого производится доплата единого налога (стр.1х30) |
6 000 000
|
9 000 000
|
6 000 000
|
9 000 000
|
12 000 000
|
9 000 000
|
5. | Сумма единого налога, подлежащая доплате при размере выручки ИП 13 млн. рублей ((13млн. руб.-стр.4)х8%), рублей |
700 000
|
320 000
|
700 000
|
320 000
|
100 000
|
320 000
|
6. | Итого сумма уплачиваемого единого налога (стр.3+стр.5) |
1 000 000
|
620 000
|
1 000 000
|
620 000
|
700 000
|
920 000
|
омплексное рассмотрение поднятого вопроса свидетельствует об отсутствии усиления налогового давления на индивидуальных предпринимателей в целом, поскольку в данном случае осуществлено выравнивание условий налогообложения их различных категорий. Более того, расчеты показывают, что при больших размерах выручки снижение налоговой нагрузки в 2011 году по сравнению с условиями 2010 года произойдет и у индивидуальных предпринимателей, занимающихся реализацией импортных товаров.
По материалам: interfax.by