Бизнес-предложение от ЖКХ

В Минжилкомхозе заявляют, что готовы привлечь частный бизнес к выполнению жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, предприниматели получат доступ к рынку услуг с ежегодным оборотом около 4 трлн. Br. Правда, их интерес к сфере ЖКХ будет зависеть в т.ч. от готовности государства субсидировать частный бизнес, ведь без бюджетного финансирования при нынешнем уровне тарифов частникам вряд ли удастся сформировать прибыль.

Поставлена цель к 2015 г. весь жилищный фонд Беларуси перевести на обслуживание на конкурсной основе, сообщил в ходе недавней пресс-конференции начальник управления коммунального хозяйства и энергетики Минжилкомхоза Анатолий Шагун. Планируется, что через конкурс частные фирмы смогут не только обслуживать жилфонд, но и заниматься сбором и вывозом коммунальных отходов, вести благоустройство территорий, предлагать гостиничные и банные услуги. По словам А.Шагуна, исполкомы уже начали размещать подобные предложения на своих сайтах в Интернете. В текущем году Минжилкомхоз попробует отработать данную схему на примере 1–2 районов в каждой области.

Как отметил представитель министерства, для привлечения частных компаний в сферу услуг ЖКХ уже созданы правовые условия. Так, постановлением Совмина от 30.03.2005 № 342 утверждено положение о конкурсе на право заключения договоров на техническое обслуживание и (или) ремонт жилищного фонда, а постановлением Минжилкомхоза от 3.05.2005 № 20 определены критерии оценки предложений претендентов, участвующих в таком конкурсе. Уточним, что согласно постановлению № 342 к техническому обслуживанию и ремонту жилищного фонда на конкурсной основе могут привлекаться юрлица и ИП. Для этого организация застройщиков, товарищество собственников либо уполномоченное лицо по управлению недвижимым имуществом совместного домовладения должно создать конкурсную комиссию, а субъекты хозяйствования, желающие оказывать услуги, подать ему свои предложения. Основным критерием при выборе претендентов названа стоимость работ.

Перспектива привлечения частных структур к оказанию жилищно-коммунальных услуг представляется довольно заманчивой, в особенности — к ремонту жилфонда. Пока это направление, несмотря на определенные успехи, по признанию А.Шагуна, остается болезненной темой. Поскольку основная масса жилья в Беларуси построена в 70–80 гг., а процесс старения зданий неизбежен, работы с каждым годом только прибавляется. Так, если в 2010 г. капитальный ремонт был проведен в зданиях общей площадью порядка 1,4 млн. м2, то к концу текущей пятилетки объемы должны быть увеличены до 3 млн. м2 в год.

Интерес для частного капитала могут представлять и другие направления, тем более, что, несмотря на сокращение физических объемов потребления услуг ЖКХ (по потреблению воды за пятилетку на 30%, по теплу на 3,9%), все больший вес занимают дополнительные платные услуги населению. Объем рынка также расширяют высокие темпы жилищного строительства — за прошлую пятилетку размер обслуживаемого жилфонда вырос на 5,6%.

Впрочем, у данного направления есть и вторая, менее привлекательная для инвесторов сторона. Не секрет, что уровень цен и тарифов в ЖКХ еще очень далек от того, чтобы вывести оказание услуг хотя бы на нулевую рентабельность. По результатам 2010 г. тарифы позволили возместить лишь 24,2% затрат. В этом году даже с учетом недавнего «утяжеления» жировок, по оценкам Минжилкомхоза, возмещение составит 24,7%. Три четверти затрат отрасли компенсируются за счет перекрестного субсидирования и дотаций из госбюджета. Только благодаря такому финансированию рентабельность оказания услуг ЖКХ по результатам 2010 г. оказалась немногим более 2%.

В таких условиях частные компании, привлекаемые в сферу ЖКХ, смогут заработать только если государство будет их субсидировать либо если будут кардинально повышены некоторые тарифы. Пока постановлением Совмина от 4.02.2011 № 138 тариф на услуги по техническому обслуживанию жилых домов с 1.02.2011 г. повышен на 4,4%, до 309 Br за 1 м2 общей площади жилого помещения. С учетом высокой политической составляющей вряд ли руководство страны пойдет на дальнейшее значительное повышение в ближайшей перспективе, тем более, что в этом году «дозволенный» рост квартплаты в размере 5 USD на квартиру уже состоялся.

Остается второй путь — субсидирование негосударственных участников этого бизнеса. Правда, здесь объективная необходимость в финансировании может столкнуться с желанием чиновников сэкономить на одной из наиболее затратных отраслей экономики. Если такое желание окажется доминирующим, то массового освоения ЖКХ предпринимателями может и не получиться. Рискнем предположить, что не все гладко может пойти и в случае, если необходимое субсидирование будет оказано — практика жесткого контроля использования бюджетных средств и высокая степень ответственности за нарушения способны отбить у бизнеса желание брать деньги от государства.
По материалам: neg.by