Кадровый застой и нехватка специального образования наряду с высокими налогами, дорогими банковскими кредитами и нестабильным законодательством тормозят развитие предпринимательской инициативы в стране. Как белорусскому бизнесу ликвидировать пробелы в знаниях, изучает «Завтра твоей страны».
Белорусский бизнес слабоват в теории
— Беларусь испытывает в целом по экономике дефицит качественных менеджеров и управленцев, в том числе и в бизнес-сообществе, — это заявление заместителя министра экономики Андрея Тура задело за живое участников XII Ассамблеи деловых кругов Беларуси, которая прошла 2 марта в Минске. Тему кадрового застоя подхватил руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико.
— Надо готовить кадры — согласен на сто процентов. Белорусский бизнес все же немного кондовый. Слабоват и в теории, и в практическом отношении, — вынес суровый вердикт экономист. — Всем, кто сидит сейчас в президиуме Ассамблеи, давно за тридцать, хотя оптимальный возраст для активной работы в бизнесе – 25 лет. Российские олигархи вошли в самый пик своей активности до тридцати лет и лет через пятнадцать стали миллиардерами.
Эксперт назвал два пути для развития бизнеса. Американский вариант — найти деньги, вложить их и получить результат. Японский – заработать на человеческом капитале. Белорусы пока на распутье. Между различными государственными ведомствами взаимопонимания по этому вопросу нет
Частный интерес
Как замечает председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин, пожелания Министерства экономики о повышении уровня образованности в предпринимательской среде и чаяния самих бизнесменов расходятся с официальными планами Министерства образования. В течение ближайших трех лет оно планирует сократить число заочников до 30-40% от количества обучающихся, особенно в частных вузах.
Негосударственный сектор высшего образования развивается без финансовой поддержки правительства. Здания за дорогие кредиты, аренда помещений за приличные деньги, создание технической базы из собственных ресурсов – одна заочники в частных вузах преобладают не только по этой причине.
— Для предпринимателей заочная форма обучения является самой удобной, — считает Александр Калини. — И не секрет, что частные вузы лучше, чем государственные, готовят специалистов, адаптированных к работе в частном секторе.
Инициатива Минобразования больно ударит по негосударственным учебным заведениям.
Хотя, как отмечают участники частного рынка образовательных услуг, в сложившейся ситуации чиновники должны были бы как раз предпринимать меры по расширению возможности подготовки специалистов для частного бизнеса, а также доступности получения образования для людей, организовавших собственный бизнес.
Александр Калинин убежден: спрос на заочную форму обучения должен регулировать рынок, а не чиновники. Выгода государства в том, что оно не тратит бюджетные деньги на подготовку специалистов, получает налоги и может рассчитывать на повышение кадрового потенциала экономики страны.
Пока рынок бизнес-образования весьма разнороден
Невысокий уровень компетенции отечественных предпринимателей наравне с другими факторами тормозит развитие бизнеса и снижает его конкурентоспособность. Предпринимательское сообщество давно уже предлагает руководству страны создать национальную систему бизнес-образования. Суть предложения в том, чтобы дать возможность некоммерческим организациям, центрам поддержки предпринимательства и бизнес-ассоциациям проводить учебные мероприятия по повышению квалификации в сфере управления с выдачей свидетельства.
— Во многих странах свидетельство бухгалтерской ассоциации или бизнес-ассоциации ценится выше, чем любой государственный диплом, — приводит пример председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин.
Однако в Беларуси до этого еще далеко
Как в нашей стране учат бизнесу, хорошо знает директор Центра системных бизнес-технологий Satio Жанна Гринюк. Центр проводит исследования бизнес-среды и занимается обучением по системе МВА (Master of Business Administration) – это программы по интегрированным маркетинговым коммуникациям, постановке бренд-менеджмента, логистике, тренинги личностного роста и лидерства.
По статистике, около 30% выпускников Satio меняют место работы на более престижное и по карьерной лестнице, и по зарплате. Около 30% свидетельствуют о росте карьеры в своей организации. Около 17% говорят о росте зарплаты без продвижения по карьерной лестнице.
Однако, как отмечает Жанна Гринюк, пока рынок бизнес-образования весьма разнороден, а существующая в Беларуси система получения лицензии и аккредитации не соответствует мировым стандартам. Чтобы сохранить свой имидж и у клиентов, и у госструктур, субъектам бизнес-образования следовало бы объединиться в ассоциацию и пропагандировать настоящие стандарты качества бизнес-образования.
По материалам: zautra.by