Международный валютный фонд предлагает белорусским властям провести девальвацию. Об этом говорится в докладе, подготовленном по итогам обзорной миссии фонда, проведенной 25 января — 2 февраля. По оценкам экспертов фонда, это позволит улучшить ситуацию с дефицитом внешнеторгового баланса. Однако правительство Беларуси планирует решать эту проблему за счет приватизации и внешних займов.
МВФ
По прогнозу МВФ, в текущем году отрицательное сальдо внешней торговли товарами составит 7 млрд. 616 млн. долларов против 9 млрд. 249 млн. долларов в 2010 году. При этом дефицит счета текущих операций платежного баланса Беларуси в 2011 году снизится до 14,1% ВВП с 16% в 2010 году.
«В краткосрочной перспективе девальвация позволила бы быстро улучшить дефицит счета текущих операций без сокращения объема производства. В более долгосрочной перспективе Беларусь выиграла бы от перехода к более гибкому курсовому режиму, подкрепляемому системой таргетирования инфляции», — говорится в докладе МВФ.
Белорусские власти, как заявляют в МВФ, осознают риски, с которыми они имеют дело, однако считают, что смогут финансировать дефицит счета текущих операций в 2011 году посредством продажи активов и внешнего заимствования.
«Официальные органы полагают, что, опираясь на сочетание внешнего финансирования, более высоких, чем ожидается, поступлений от приватизации и возобновления поставок нефти по льготным ценам в рамках ЕЭП, они смогут финансировать дефицит… В дальнейшем пятилетний план может обеспечить внешнюю стабильность и высокие темпы роста без принятия решительных мер, предложенных персоналом МВФ», — отмечается в докладе.
В документе отмечается, что некоторые ответственные белорусские чиновники признали, что пониженный валютный курс помог бы восстановить внешнее равновесие, «но опасались, что девальвация подорвет уверенность в экономике и ослабит доверие к ним», констатируют эксперты МВФ.
Ставка на доходы от приватизации и внешние займы — рискованна, считают в МВФ.
С одной стороны, получение значительного объема внешнего финансирования может принести успех в краткосрочной перспективе, возможно, подняв темпы роста производства сверх потенциального уровня.
Однако, «с учетом прогнозируемого увеличения доли рыночного финансирования, ожидается, что средняя стоимость финансирования повысится относительно текущего низкого уровня. Давление на европейских рынках облигаций может еще более уменьшить объем доступного для Беларуси финансирования на внешних рынках и повысить его стоимость», отмечается в докладе.
По прогнозу МВФ, в текущем году ожидается некоторый рост золотовалютных резервов — с 5 млрд. долларов на конец 2010 года до 6,2 млрд. долларов. Между тем за февраль текущего года объем ЗВР по методологии МВФ снизился на 319,4 млн. долларов и на 1 марта составил в эквиваленте 4023,6 млн. долларов. В целом за январь-февраль ЗВР по методологии МВФ сократились более чем на 1 млрд. долларов.
«Если же Беларусь утратит доступ к финансированию, резервы могут истощиться быстрее, чем ожидается. Потеря резервов в свою очередь может привести к утрате контроля над обменным курсом, подвергнуть банковскую систему рискам и вызвать сбои в процессе производства», — отмечают аналитики фонда.
В связи с этим МВФ рекомендует ужесточить налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику, допустив снижение обменного курса до нижней границы коридора, и прекратить предоставление ликвидности банкам на нерыночных условиях.
«Если не произойдет значительного ужесточения политики, которое снизит дефицит счета текущих операций, ожидается, что валовой внешний долг достигнет 75% ВВП, а государственный долг увеличится до 29% в 2016 году», — прогнозирует МВФ.
Экономист Сергей Чалый, комментируя доклад МВФ, отмечает, что эксперты фонда предупреждают власти о приближающейся катастрофе.
«По сути МВФ обращается к властям с вопросом: «Что вы делаете, вы что, не понимаете, что стоите на краю пропасти?» И если ничего не предпримете, можете оказаться в ситуации, связанной не только с девальвацией, но и системными рисками вообще в банковской сфере. Надо решаться на непопулярные меры, как это уже было в 2009 году».
МВФ, как отмечает эксперт, предлагает властям два сценария. Первый — проведение резкой корректировки курса рубля с относительно сдерживаемой бюджетной политикой. Второй — резкое сокращение бюджетных расходов. «Но оба варианта, по расчетам МВФ, не закрывают проблем», — констатирует Чалый.
Эксперт соглашается с предложением МВФ перейти к гибкому курсовому режиму, который подкрепляется системой таргетирования инфляции.
«Мы долго существовали в режиме управления курсом рубля. Какой курс Нацбанк хотел установить, такой и ставил. Но одновременно это было давлением на золотовалютные резервы. МВФ предлагает, чтобы курс устанавливался рынком, а не Нацбанком. А задачей Нацбанка станет поддержание не фиксированного курса, а стабильного и низкого уровня инфляции. Большинство нормальных стран так и живут. Плавающий валютный курс становится не помехой, а источником поддержания стабильной инфляции. Конечно, в этом случае цены в Беларуси вряд ли резко понизятся, но не будут расти такими темпами, как сейчас».
Нацбанк не сомневается, что в текущем году колебания обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют не выйдут за границы установленного коридора плюс/минус 8%
По оценкам Сергея Чалого, «курс необходимо понижать до самой нижней границы коридора, и то это мало. И вообще, зря мы взяли обязательства по сужению коридора, потому что его надо расширять. А вот плавающий курс надо было вводить еще в конце 2009 года, когда была сбита валютная паника, и мы расширяли коридор».
По материалам: ******.by