О валютной выручке и росте экспорта говорят сейчас на разных уровнях. Задачи злободневные, не остается от них в стороне и таможня. Создание комфортных условий для бизнеса председатель ГТК Александр Шпилевский даже назвал одной из главных целей, которая ставилась перед началом модернизации службы. Специалисты намерены и дальше внедрять информационные технологии, формировать соответствующие международным нормам условия поставки, максимально ускорять таможенные процедуры. Такова теория. А как обстоят дела на практике? Это мы решили посмотреть на примере таможенного поста, расположенного в важном для экономики страны городе — Солигорске.
Факт общеизвестный: сегодня здесь выпускают каждую шестую тонну калийных удобрений на земном шаре. Продукция «Беларуськалия» поставляется в десятки стран Европы, Азии, Африки, Южной и Северной Америки. Беспрерывное движение вагонов–минераловозов, как и горы солеотвалов, стало отличительным признаком региона. Объемы товарооборота серьезные (в 2010–м по процедуре экспорта вывезено 6,5 миллиона тонн удобрений), тут важно не терять время, в том числе и на оформление документов. Значит, многое зависит от таможни.
Таможенный пост был создан в Солигорске в 1992 году. Поначалу он располагался в пункте оформления «Беларуськалия». Потом товарооборот увеличился, калийные удобрения пошли на экспорт. Декларирование товаров, поступающих по железной дороге и автомобильным путем, решили разграничить. Со временем на базе поста было открыто несколько пунктов. Сюда обращаются организации, расположенные на юге Минской области — из Солигорского, Клецкого, Любанского, Стародорожского, Слуцкого и Копыльского районов.
Процесс идет на первый взгляд рутинный и незаметный. В кабинетах перед компьютерами инспектора проверяют декларации, проводят таможенный контроль и другие необходимые операции. Нет ни аврала, ни нервотрепки, ни очередей. А ведь недавно, до внедрения электронного декларирования, картинка из жизни рядового поста была совсем иной.
— Представители предприятий вынуждены были приходить к инспектору, стоять в очереди, отдавать декларации, ждать, пока их проверят, — комментирует начальник поста Дмитрий Виноградов. — Теперь, когда во главу угла поставлен доверительный принцип работы с бизнес–сообществом, а новые технологии уже заработали, процесс значительно упростился. На оформление документов в Национальной автоматизированной системе электронного декларирования (НАСЭД) уходят считанные минуты.
В 2010–м солигорским постом оформлено около 11.000 различных таможенных свидетельств, более 8.500 статистических деклараций. В госбюджет взыскано полтора триллиона рублей платежей. Даже в масштабах страны цифра серьезная.
Работать по–новому, используя принципы электронного декларирования, вначале были готовы не все. Руководители предприятий не верили, что траты на программное обеспечение быстро окупятся. Однако, посмотрев на «пионеров», которые первыми начали оформлять «экспорт» в НАСЭД, рубеж недоверия менеджеры и директора все–таки преодолели.
— Кому–то пришлось и настоятельно «порекомендовать» изучить чужой опыт, — не скрывает Д.Виноградов. — Зато теперь большинство предприятий, включая лесхозы, сыродельные и сахарный комбинат (все они, к слову, имеют статус уполномоченных экономических операторов), «экспорт» оформляют по–новому. Принцип доверия не исключает и контроля. Периодически мы проводим внеплановые проверки. То есть и доверяем, и проверяем.
Задача, как и у коллег в других регионах, перед солигорскими таможенниками сейчас следующая: расширять возможности электронного декларирования в области импорта. Таким образом здесь оформляют пока около 30 — 40% деклараций. Можно ли довести их количество до 100 процентов, как это уже сделали с «экспортом»? Наверное, нет. Если у организации одна–две поставки в месяц, то тратиться на программы и расширять штат нерационально. Заставлять такие конторы включаться в НАСЭД никто не будет — пускай работают, оформляя документы в бумажном виде или с помощью таможенных представителей.
Если же резюмировать, то, как нам показалось, теория с практикой в ГТК не расходятся. Эффект от новаций есть: расходы предприятий на транспортировку и хранение товаров сократились, время на операции стремится к минимуму. Волокита? Она уже в прошлом.
По материалам: sb.by