За последние два месяца Александр Лукашенко установил рекорд по количеству посещенных частных предприятий.
Некоторые аналитики даже высказали мнение, что таким образом глава государства пытается заручиться поддержкой среди частного бизнеса, включая и владельцев западных компаний, которые сейчас не могут не испытывать на себе политического давления со стороны своих правительств.
Действительно, такой интенсивности контактов Лукашенко с представителями местных деловых кругов давно не отмечалось.
Причем, что удивительно, в первые месяцы 2011 года отмечается явный крен интереса главы государства в пользу местных или западных бизнесов. И наоборот, с представителями российского капитала диалог белорусских верхов в последнее время как-то не клеится.
Вспомним хотя бы февральский разгон, устроенный Лукашенко совладельцам «Данон-Юнимилк». «Молочко сегодня дорого стоит», – заявил тогда глава белорусского государства, поставив под сомнение не только перспективные планы известной компании (создание «слуцкого кластера» на базе местных сыродельного и бывшего пивоваренного заводов), но и судьбу уже существующего бизнеса.
Апрельское совещание с участием новоявленного калийного партнера Минска Сулеймана Керимова оставило больше вопросов, чем ответов, по перспективам совместного бизнеса. По информации «Ежедневника», между «Беларуськалием» и «Уралкалием» назрело немало спорных вопросов. И кто из них должен в одиночку сейчас финансировать строительство офисного центра БКК в Минске самый простой из них.
Есть вопросы с крупнейшим мобильным оператором МТС, руководство которого не захотело переплачивать 400–600 млн долларов за контроль в бизнесе и не «купилось» на угрозу белорусских властей продать свой пакет на конкурсе.
МТС заявила о готовности при таком развитии событий выставить на торги и свои 49% в совместной компании.
Наконец, отметим и постоянно возникающие сложности в переговорах по объединительному процессу МАЗа и КамАЗа.
Контрастом на фоне проблемных вопросов с российскими бизнесами в Беларуси выглядит повышенный интерес Лукашенко к бизнесу, представляющему национальный капитал или некоторых иностранных партнеров.
Просто хронология. В марте – встреча с британскими и ирландскими бизнесменами, представлявших, правда, в основном трейдеров главных белорусских экспортных товаров (калия, металлопродукции и др.); в апреле – визиты на американскую фабрику «Уномедикал» в Фаниполе, потом на фабрику игрушек в Кобрине (СООО «ПП «Полесье») и на Березовский КСИ, владельцем которого является Юрий Чиж.
А в начале текущей недели Лукашенко посетил два заславских предприятия – «Хенкель Баутехник», входящее в состав немецкого концерна «Хенкель», и одного из трех крупнейших белорусских производителей паркета «Косвик», владельцем которого является выходец из Беларуси с канадскими паспортом Владимир Яновский.
Но большинство собеседников «Ежедневника» все-таки считает, что за этой активностью президента в меньшей степени стоит предполагаемый «пиар» главы государства в среде бизнеса. В первую очередь, они считают, здесь нужно отдать должное руководителям областных вертикалей двух регионов, в которых побывал за этот период Лукашенко: Минской области – Борису Батуре и Брестской – Константину Сумару. Именно этих губернаторов отличает умение наладить взаимовыгодное сотрудничество с частным бизнесом.
По материалам: ej.by