Как Лукашенко ищет поддержки у частного бизнеса

За последние два месяца Александр Лукашенко установил рекорд по количеству посещенных частных предприятий.

Некоторые аналитики даже высказали мнение, что таким образом глава государства пытается заручиться поддержкой среди частного бизнеса, включая и владельцев западных компаний, которые сейчас не могут не испытывать на себе политического давления со стороны своих правительств.

Действительно, такой интенсивности контактов Лукашенко с представителями местных деловых кругов давно не отмечалось.

Причем, что удивительно, в первые месяцы 2011 года отмечается явный крен интереса главы государства в пользу местных или западных бизнесов. И наоборот, с представителями российского капитала диалог белорусских верхов в последнее время как-то не клеится.

Вспомним хотя бы февральский разгон, устроенный Лукашенко совладельцам «Данон-Юнимилк». «Молочко сегодня дорого стоит», – заявил тогда глава белорусского государства, поставив под сомнение не только перспективные планы известной компании (создание «слуцкого кластера» на базе местных сыродельного и бывшего пивоваренного заводов), но и судьбу уже существующего бизнеса.

Апрельское совещание с участием новоявленного калийного партнера Минска Сулеймана Керимова оставило больше вопросов, чем ответов, по перспективам совместного бизнеса. По информации «Ежедневника», между «Беларуськалием» и «Уралкалием» назрело немало спорных вопросов. И кто из них должен в одиночку сейчас финансировать строительство офисного центра БКК в Минске самый простой из них.

Есть вопросы с крупнейшим мобильным оператором МТС, руководство которого не захотело переплачивать 400–600 млн долларов за контроль в бизнесе и не «купилось» на угрозу белорусских властей продать свой пакет на конкурсе.
МТС заявила о готовности при таком развитии событий выставить на торги и свои 49% в совместной компании.

Наконец, отметим и постоянно возникающие сложности в переговорах по объединительному процессу МАЗа и КамАЗа.
Контрастом на фоне проблемных вопросов с российскими бизнесами в Беларуси выглядит повышенный интерес Лукашенко к бизнесу, представляющему национальный капитал или некоторых иностранных партнеров.

Просто хронология. В марте – встреча с британскими и ирландскими бизнесменами, представлявших, правда, в основном трейдеров главных белорусских экспортных товаров (калия, металлопродукции и др.); в апреле – визиты на американскую фабрику «Уномедикал» в Фаниполе, потом на фабрику игрушек в Кобрине (СООО «ПП «Полесье») и на Березовский КСИ, владельцем которого является Юрий Чиж.

А в начале текущей недели Лукашенко посетил два заславских предприятия – «Хенкель Баутехник», входящее в состав немецкого концерна «Хенкель», и одного из трех крупнейших белорусских производителей паркета «Косвик», владельцем которого является выходец из Беларуси с канадскими паспортом Владимир Яновский.

Но большинство собеседников «Ежедневника» все-таки считает, что за этой активностью президента в меньшей степени стоит предполагаемый «пиар» главы государства в среде бизнеса. В первую очередь, они считают, здесь нужно отдать должное руководителям областных вертикалей двух регионов, в которых побывал за этот период Лукашенко: Минской области – Борису Батуре и Брестской – Константину Сумару. Именно этих губернаторов отличает умение наладить взаимовыгодное сотрудничество с частным бизнесом.
По материалам: ej.by