Ситуация на вторичном автомобильном рынке по-прежнему остается неопределенной. Президент ясно дал понять, что решение о повышении пошлин на автомобили, а возможно и судьба Таможенного Союза как такового, зависит от договоренностей с Россией по критическим для Беларуси позициям импорта, прежде всего, нефти. В этой связи ожидания участников автомобильного рынка раскололись.
Вероятно, сейчас происходит смена тренда – если в феврале-марте большинство игроков ожидало повышения пошлин и, соответственно, играло на раздувание спекулятивного пузыря, то сейчас значительная часть участников рынка склоняется к мнению, что повышение пошлин 1 июля не состоится. Все это, несомненно, влияет на рыночную ситуацию.
Основной симптом, зафиксированный в апреле – снижение покупательской активности и явное превышение рыночного предложения над спросом на вторичном рынке. Многие продавцы по-прежнему пытаются удерживать завышенный уровень цен, рассчитывая, что в мае ситуация переломится снова. Однако, совершенно очевидно, что предпосылок для дальнейшего раздувания спекулятивного пузыря попросту нет. И дело здесь не только в политических заявлениях руководителей России и Беларуси. Дело в том, что большинство белорусских автовладельцев попросту не имеет свободных денежных средств для покупки автомобиля. «Для того, чтобы что-нибудь купить, нужно что-нибудь продать». Поэтому, рост ажиотажа на авторынке приводит, прежде всего, к резкому росту предложения старых подержанных автомобилей, и только вторичным образом к росту спроса. Попытка взвинтить цены в этих условиях неизбежно ведет к падению числа сделок.
Можно ли с уверенностью прогнозировать состояние рынка после 1 июля? События последнего месяца, несомненно, внесли свои коррективы в базовые сценарии.
1-ый сценарий. Повышение пошлин 1-го июля все же состоится. Не будем гадать, насколько это вероятно. Что произойдет в этом случае? Реакцию рынка нужно разделить на две составляющие: кратковременные последствия и более долгосрочные изменения.
Ближайшая реакция рынка прогнозируема – рост цен и резкое сокращение спроса. Перекупщики, несомненно, попытаются извлечь максимум выгоды, но сделать это в условиях резкого падения спроса будет не так-то просто. Лето – не самый лучший период для авторынка. Те, кто планировал приобретение автомобиля в этом году, скорее всего, попытаются это сделать до 1 июля, чтобы избежать риска, а те, кто не успел этого сделать, вероятно, отложат покупку, для того, чтобы понять новую рыночную ситуацию. Поэтому, в течение третьего-четвертого кварталов 2010 года будет происходить поиск новой точки равновесия спроса и предложения: цены могут сначала резко вырасти, потом снижаться, потом снова расти.
Если автомобили, ввезенные белорусскими перекупщиками в первом полугодии в расчете на выгодную продажу в России все же придется реализовывать в Беларуси (а это более, чем вероятно), то, безусловно, никакой спекулятивной атаки на внутреннем рынке не получится. Перекупщикам придется решать дилемму – или заморозить капитал на довольно длительное время или снижать цены.
Конечно, всех интересует уровень цен, который сложится на вторичном рынке в случае повышения пошлин. Предсказание цен – дело неблагодарное, однако, рискнем предположить, что цены на автомобили в возрасте 6-10 лет вырастут в среднем на 20-30%. Что касается автомобилей старше 10 лет, то здесь рост цен может превышать 50%.
Четвертый квартал будет традиционно характеризоваться некоторым оживлением спроса. А поскольку приток подержанных автомобилей в страну прекратится, то логично ожидать роста цен. Но появятся хорошие новости для дилеров – спрос на новые автомобили малого и среднего классов вырастет.
Более отдаленные последствия мы уже описывали ранее: будет расти спрос на новые автомобили в нижней ценовой категории, будет расти объем поставок автомобилей из России, актуальность «белорусской сборки» резко вырастет, торгово-сервисная сеть местных дилеров получит импульс для развития, а вот объем импорта легковых автомобилей в Беларусь резко упадет – на начальном этапе в 5 раз. В течение ближайших 5 лет объем недопотребления может составить до 500 тыс. автомобилей – для Беларуси это огромная цифра, непосредственно затрагивающая интересы более 1, 25 млн. белорусов, учитывая, что автомобиль, как правило, обслуживает домохозяйство.
2 сценарий. Повышение пошлин 1 июля не состоится. Сегодня многие рассматривают этот вариант как наиболее вероятный. Но нет никаких сомнений, что май-июнь добавит новые «информационные поводы», которые могут существенно изменить настроения участников рынка. В любом случае, найдется немало желающих сыграть на волне ажиотажа. Чем больше будут разогреваться подобные настроения, тем благоприятнее ситуация для падения цен после 1 июля– спекулятивный пузырь в этом сценарии неизбежно лопнет. Чем больше найдется желающих подзаработать на перепродаже в России или у нас – тем глубже будет падение цен. Многое зависит от того, как будет информационно обставлено решение о сохранении размера пошлин. Одно дело – отсрочка решения на какой-то определенный срок – 6 или 9 месяцев, другое дело – полный откат на уровень пошлин 2009 года или отсрочка решения вопроса на неопределенный срок. Не исключен вариант и со ступенчатым повышением пошлин.
Если будут названы некие конкретные сроки, на которые откладывается решение, скажем до начала 2011 года, то этим создаются предпосылки для новой волны ажиотажа в 4-м квартале нынешнего года.
В этом сценарии также остро встает вопрос о размере пошлин на новые автомобили, ввозимые юридическими лицами, поскольку сохранение статус-кво самым негативным образом скажется на дилерах. А ведь именно они обеспечивают цивилизованную инфраструктуру автобизнеса в стране. Длительное сохранение ситуации разрыва в размере пошлин для юридических и физических лиц совершенно неоправданно и губительно скажется на развитии всего автомобильного рынка.
Долговременные последствия второго сценария предполагают, что в ближайшие несколько лет пошлины на автомобили так и не будут повышены. В этом случае вторичный авторынок в Беларуси по-прежнему сохранит доминирующие позиции, он сможет гибко реагировать на экономическую ситуацию внутри страны за счет поставок более дешевых или более дорогих автомобилей. В благоприятном экономическом сценарии – дальнейший рост доходов, снижение ставок по кредитам и т.д. несомненно, доля продаж новых автомобилей будет расти – белорусы постепенно начнут пересаживаться на новые иномарки.
Алексей Бабайцев
Агентство политической экспертизы BISS