На рынке продаж готового бизнеса негосударственной формы собственности сложился серьезный дисбаланс между спросом и предложением. По оценкам бизнес-брокера, руководителя проекта Vashafirma.by Юрия Эбера, только за прошедший год число выставленных в открытую продажу предприятий возросло в 3,2 раза. При этом продавцов стало в 15 раз больше, чем покупателей.
Эксперты заявляют, что одна из ключевых причин феноменального роста предложения — финансовая неустойчивость готового бизнеса, которая проявляется в низкой доходности, отсутствии клиентуры, сокращении рынков сбыта. Как отмечает Юрий Эбер, только с сентября по декабрь 2010 года количество предложений увеличивалось на 15% в месяц.
Конкуренция на рынке заставляет снижать стоимость услуг или продукции, в результате чего многие предприятия сталкиваются со снижением рентабельности и прибыли, или деятельность вообще становится убыточной.
Незавидное финансовое состояние продаваемых предприятий сказывается на стоимости продажи бизнеса.
«Стоимость объектов снизилась в среднем на 20%. Хотя надо учитывать, что раньше объекты стоимостью 20-30 млн. рублей не выставлялись для продажи. Поэтому сейчас они и «тянут» вниз среднюю стоимость», — подчеркивает Юрий Эбер.
На снижение цены продажи повлияли и законодательные изменения. Например, после отмены лицензирования некоторых видов деятельности в 10 раз снизилась стоимость предприятий, имеющих в активе лицензию на право осуществления деятельности «Проектирование и строительство зданий I и II уровней».
Еще одна причина роста предложения, по мнению эксперта, — это вывод из страны активов небелорусского происхождения. Иностранные владельцы среднего и крупного бизнеса начали активно выводить деньги из страны еще с начала 2009 года, выставляя на продажу известные предприятия.
Сегодня в открытой продаже заявлено предприятий на сумму 122,4 млн. долларов. Как подчеркивает Юрий Эбер, ровно год назад этот показатель был меньше в три раза — 39,5 млн. долларов. По оценкам эксперта, средняя стоимость продаваемого предприятия составляет более 200 тыс. долларов, вместе с тем 65% всех предложений имеет заявленную продажную стоимость ниже 50 тыс. долларов, 12% — свыше 200 тыс. долларов и 3% — более 1 млн. долларов.
Серьезные изменения претерпел и сектор предложений. Например, количество предприятий с правом аренды магазинов и различных торговых точек увеличилось в три раза, а салонов красоты и парикмахерских — в 1,7 раза.
По количеству выставленных на продажу объектов наибольшую долю (19,3%) занимают предприятия сферы услуг. Всего продается 117 таких предприятий (в 2009 году — 28) на сумму 23 млн. долларов (в 2009 году — 1,5 млн. долларов).
На долю магазинов, павильонов, торговых площадей, складских помещений приходится в общей сложности 18% всего рынка продаж. Потенциальным покупателям предлагается 109 предприятий (в 2009 году было 31) на сумму 11,5 млн. долларов.
На третьем месте с долей рынка 14,85% — производства и заводы (90 предприятий на сумму 32,7 млн. долларов).
Сложившийся дисбаланс между спросом и предложением негативно отражается на развитии рынка продаж готового бизнеса. «В прошлом году с марта по сентябрь вообще ничего не продавалось», — отмечает особенность рынка Юрий Эбер.
По оценкам некоторых аналитиков, из всех выставляемых на продажу объектов реально продается около 10%. Корень проблемы в том, что не только продавцы, но и покупатели испытывают недостаток или просто отсутствие денежных средств. Это сказывается на реализации даже маленьких предприятий стоимостью до 20 тысяч долларов, которые раньше продавались заметно активнее, чем сейчас.
Юрий Эбер отмечает, что если ориентироваться только на показатель объявленной стоимости, то шансы продать объект по цене до 30 млн. рублей составляют 83%, по цене 60 млн. рублей — 59%, до 300 млн. рублей — 33%.
Решить вопросы с финансированием сделок белорусские бизнесмены могли бы за счет банков. Однако, по словам эксперта, получить сегодня достаточные кредитные ресурсы под покупку готового бизнеса нереально.
«Например, находится группа мастеров, готовых купить парикмахерскую. Но кредит им не дают. Наши банки не хотят рисковать. И я не знаю ни одного случая, когда бы банки или другие финансовые институты кредитовали создаваемый или приобретаемый бизнес под бизнес-план или под оценочную стоимость бизнеса».
В других странах это возможно через специальные государственные бюджетные и внебюджетные фонды. Как и возможно застраховать сделку по купле-продаже готового бизнеса. В Беларуси механизм подобного страхования отсутствует. Это также отталкивает многих успешных предпринимателей от приобретения готового бизнеса.
Финансовое положение покупателей — не единственный фактор влияния на интенсивность процесса купли-продажи готового бизнеса. К другим причинам слабого развития данного рынка бизнес-аналитики относят неграмотность продавцов в части заключения сделок, отсутствие опыта у покупателей.
Что касается знающих покупателей, то их интересы, прежде всего, сосредоточены на том, чтобы бизнес работал с хорошей прибылью. По словам Юрия Эбера, в среднем нормальная рентабельность бизнеса — 15-20%, «но покупатели хотят больше».
На развитии рынка сказывается и падение спроса со стороны иностранных покупателей. Как отмечает Эбер, объекты, дороже 100 тысяч долларов, раньше активно приобретались иностранными инвесторами. Сейчас этого нет.
Кстати, в 2010 году чаще других приобретением готового бизнеса в Беларуси интересовались граждане России — 55,9%, Украины — 6,9%, США — 5,3%.
«Россияне раньше активно рассматривали возможности вложениями в производства, в игорный бизнес. Владельцы казино «Шангри Ла» в Минске, по моей информации, хотели приобрести еще объект. Но потом потенциальные покупатели отказались вкладывать деньги», — отмечает Юрий Эбер.
Иностранных инвесторов от вложения денег в готовый бизнес отталкивают не только инвестиционный климат и большие риски, связанные с отсутствием гарантий в части неприкосновенности частной собственности со стороны государства, но и законодательные препоны.
Один из иностранных инвесторов, по словам эксперта, был готов купить в Беларуси объект по производству рапсового масла. Однако в связи с запретом на продажу масла за рубеж эта сделка так и не состоялась.
«Инвесторы заинтересованы экспортировать продукцию и возвращать вложенный капитал, а не инвестировать и работать только на белорусский рынок», — подчеркивает специалист.
По материалам: ******.by