В последнее время все чаще говорят о вероятности очередных изменений в правилах проведения контрольных проверок. Одни источники обещают увеличение числа оснований для назначения внеплановых проверок, другие предполагают, что перечень контролирующих органов расширится. Верить ли слухам?
Представители одного из главных контролирующих органов страны рассказали о том, как изменится контрольная деятельность в ближайшее время, а также дали читателям несколько полезных советов.
Только цифры и факты
Проект документа, который внесет изменения в указ президента от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», действительно, готовится в Правительстве.
Так, министерство по налогам и сборам 5 августа передало в Совмин пакет обобщенных предложений, подготовленных контролирующими органами. Но уже сегодня можно с уверенностью говорить о том, что возврата к тотальному контролю не будет. Позиция Правительства в этом вопросе остается неизменной: проверки не должны быть обременительными, а любые изменения могут лишь совершенствовать существующие правила.
Именно из этого исходят и в министерстве по налогам и сборам (МНС). Практика применения Указа № 510 подтвердила позитивный характер документа, при подготовке которого в свое время были использованы предложения всех контролирующих органов, учтены мировая практика в данной области, а также рекомендации Международной финансовой корпорации.
Изменилось само понимание проверки. Система применения критериев риска сделала процесс планирования проверок открытым и понятным для субъектов хозяйствования. Организации могут самостоятельно оценить свою деятельность и принять меры, исключающие возможность их отнесения к высокой или средней группе риска. Назначение внеплановых проверок субъектов без наличия веских оснований полностью исключается.
Такой подход целиком себя оправдал, и вот уже восьмой месяц в стране работает необременительная для бизнеса система контроля. Одновременно на должном уровне обеспечивается экономическая безопасность государства, а труд работников контролирующих и надзорных органов используется рационально.
Для того чтобы утверждения не показались голословными, начальник управления организации проверок МНС Ирина Луцевич приводит цифры и факты.
Если в первом полугодии 2008 г. (сравниваем именно с позапрошлым годом, поскольку в 2009 г. действовал мораторий на проведение проверок, и любые сравнения с ним будут некорректны) было проведено 40 681 проверка субъектов хозяйствования, то в первом полугодии 2010 г. – 21 074 (в 1,9 раз меньше!).
Результативность проверок субъектов хозяйствования за первое полугодие 2008 г. составляла 71,0 %, а за тот же период текущего года превысила 90 %. При этом результативность плановых проверок в первом полугодии 2010 г. составила 93,4 % (в первом полугодии 2008 г. – 66,6 %).
Несмотря на сокращение количества проверок, суммы доначислений в сравнении с 2008 г. увеличились почти в полтора раза.
Более чем в два раза снизилось и количество внеплановых оперативных проверок, а их результативность почти достигла максимума – 99,9 %.
Если учесть то, что новый порядок контрольной деятельности позитивно воспринят и деловым сообществом, становится совершенно понятным – возвращаться в прошлое нет никакого смысла, – уверены в МНС.
Кто владеет информацией…
Высокая результативность контрольной деятельности, тем не менее, не позволяет налоговой службе сидеть сложа руки.
По словам начальника управления анализа, планирования и координации контрольной деятельности МНС Светланы Дубровской, налоговые органы всегда должны иметь в наличии стратегии, обеспечивающие сведение к минимуму случаев несоблюдения налогового законодательства.
Так что уже завтра потребуются новые гибкие действий и методы работы налоговых органов, что повлечет дальнейшее совершенствование норм Указа № 510. И первейшая Роль в этой работе отводится… информации.
Контрольная деятельность сегодня строится на том, чтобы для анализа ситуации на предприятиях максимально использовать любую доступную информацию. При этом вмешательство в работу субъектов хозяйствования становится минимальным.
МНС, например, намерено использовать возможности, которые предоставляет электронное декларирование. Ведь с расширением сферы электронного декларирования создаются удобства для плательщика, а контролер имеет возможность использовать электронные базы данных для выбора объекта проверки.
Также возможен компьютерный анализ данных в декларациях и информации, содержащейся в базах данных налоговых органов. Такая работа по мере ее совершенствования позволит более качественно и оперативно находить нарушителей.
Сейчас создается единая информационная база данных контролирующих (надзорных) органов. Эта база будет включать в себя сведения о проверяемых субъектах и о том, к каким группам риска они относятся – для назначения плановых проверок.
Современные методы анализа информации увеличат вероятность выявления недостоверных данных. Конечно, произойдет значительное упрощение многих процедур администрирования, будут обеспечены информацией другие государственные органы.
Использование возможностей информационной базы повысит оперативность и эффективность выбора проверяемых субъектов, которые, в свою очередь, смогут самостоятельно оценивать свою деятельность и принимать меры, исключающие возможность отнесения их к высокой или средней группе риска.
Из этого следует, что доступ к базе будет свободным и для контролирующих органов (в рамках их компетенции), и для организаций (к той ее части, которая непосредственно касается их деятельности).
Финансирование программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Приемочные испытания и внедрение в промышленную эксплуатацию запланированы на первый квартал 2011 г.
В правилах организации контрольной деятельности ожидаются и другие важные изменения. В частности, они коснутся порядка применения критериев отнесения субъектов хозяйствования к высокой, средней или низкой группе риска.
Значимость тех или иных критериев со временем может изменяться, а потому закономерно возникает вопрос о введении ранжирования критериев через систему баллов с целью определения приоритетности рисков в процессе управления ими, как это практикуется в ряде стран (Нидерланды, Великобритания и др.). Впрочем, этот вопрос пока только обсуждается.
Проверка: перенести нельзя отказать
Вопросы организации и проведения проверок волнуют не только контролирующие органы. У проверяемых субъектов проблемы нередко возникают еще задолго до начала проверки.
Чаще всего это связано с переносом сроков проведения проверки и другими случаями внесения изменений в координационные планы. Предоставленными правами субъекты хозяйствования пользуются весьма активно: в первом полугодии 2010 г. налоговыми органами произведено свыше 600 изменений в отношении проверок субъектов, включенных в координационные планы. Однако даже этот простой шаг требует точного соблюдения законодательства.
В соответствии с пунктом 31 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного указом № 510 (далее – Положение), проверяемый субъект может подать заявление о переносе срока проведения плановой проверки, указав причины, препятствующие проведению плановой проверки.
Эта норма подразумевает обязанность плательщика обеспечить возможность проведения плановой проверки в срок, указанный в уведомлении. Заявление должно быть подано не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления.
Также следует помнить и о том, что перенося срок проверки, налоговые органы руководствуются наличием уважительных причин, препятствующих проведению проверки в запланированный срок. Следовательно, рекомендуется подготовить документы (копии документов), подтверждающие наличие обстоятельств, препятствующих проведению проверки в месяце, запланированном налоговыми органами.
Решение о таком переносе (об отказе в переносе) принимается контролирующим органом не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления проверяемого субъекта. По инициативе проверяемого субъекта срок может быть перенесен только один раз.
Если на момент получения уведомления плательщик отсутствует по месту нахождения (месту жительства) и у него нет возможности собственноручно написать и заверить заявление, данное заявление можно написать и отправить при помощи системы электронного декларирования.
Нередкие случаи
Например, проверяемый субъект, обнаружив себя в координационном плане (скажем, проверка запланирована на май) и зная заведомо, что у него по каким-либо причинам не будет возможности обеспечить проведение плановой проверки в этом месяце, не дожидаясь получения уведомления на проведение проверки, пишет в налоговый орган заявление о переносе ее срока, ссылаясь на пункт 31 Положения, с мая на февраль.
В этом случае заявление не может быть расценено как право проверяемого субъекта на перенос срока проведения плановой проверки в соответствии с пунктом 31 Положения. Налоговые органы рассмотрят такое заявление, однако не обязаны переносить срок проведения проверки в ином порядке, выходящем за рамки пункта 31 Положения.
В исключительных случаях, исходя из наличия уважительной причины и имеющейся проверочной нагрузки, налоговые органы могут перенести срок проведения проверки. При этом, если проверка совместная, срок ее проведения может быть перенесен только по согласованию с иными контролирующими органами – соисполнителями проверки. Без их согласия проверка не может быть перенесена.
Другая ситуация. После получения уведомления плательщик, пропустив трехдневный срок с момента его получения, пишет заявление о переносе срока проведения плановой проверки.
В таком случае заявление не может быть принято во внимание, потому что нарушена норма пункта 31 Положения: во-первых, плательщик уклоняется от возложенной на него обязанности обеспечить возможность проведения проверки в указанный срок, во-вторых, у налоговых органов отсутствует возможность и право переноса срока проведения плановой проверки.
Также имеют место случаи, когда плательщики, не имея возможности собственноручно написать заявление о переносе срока проведения плановой проверки, просят написать такие заявления родственников. Данные заявления в МНС рассматриваться не будут.
В случае если плательщик, запланированный к проверке одним налоговым органом, в связи с изменением местонахождения (места жительства), переходит на учет в другой налоговый орган, данный субъект в обязательном порядке подлежит проверке тем налоговым органом, на учет в который он перешел.
При этом соответствующие изменения будут внесены в координационный план, в котором первоначально запланирован проверяемый субъект: исключается налоговый орган, первоначально запланировавший проверку, и к проверке подключается налоговый орган по новому местонахождению (месту жительства) проверяемого субъекта.
Избежать многих неприятных ситуаций можно, просматривая координационные планы после их размещения в глобальной сети Интернет (на первое полугодие – после 15 декабря, на второе полугодие – после 15 июня). Информация о проверках, размещенная на сайте Комитета государственного контроля, обновляется еженедельно по четвергам.
Как избежать ошибок – типичных и досадных
Плательщики нередко допускают ошибки либо сомневаются в правильности своих действий. Представители МНС дали несколько рекомендаций, которые помогут избежать отдельных неприятных ситуаций.
Первое, о чем следует помнить проверяемым субъектам, – это необходимость внесения сведений о проведении проверки в специальную книгу учета до начала проверки.
Исключением является случай проведения проверки с использованием метода контрольной закупки товарно-материальных ценностей (далее – ТМЦ), при осуществлении которой такие сведения вносятся после завершения проведения контрольной закупки.
Далее. Доступ на территорию или в помещение проверяемого субъекта проверяющих осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и предписания на проведение проверки этого субъекта.
Поэтому перед началом каких-либо действий проверяющий (руководитель проверки) обязан предъявить служебное удостоверение, предписание на проведение проверки (заверенное печатью контролирующего органа или оформленное на фирменном бланке), а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок.
В случае если проверка начинается с проведения контрольной закупки ТМЦ, служебное удостоверение и предписание на проведение проверки предъявляются после завершения контрольной закупки.
После этого проверяющие знакомят проверяемого субъекта или его представителя с перечнем вопросов, подлежащих проверке.
Осмотр используемых для осуществления деятельности территорий или помещений производится в присутствии проверяемого субъекта или его представителя, а осмотр помещений, где хранятся ТМЦ, производится в присутствии материально ответственного лица.
При невозможности обеспечить присутствие материально ответственного лица осмотр производится с участием работников проверяемого субъекта, определенных его руководителем, и (или) не менее двух понятых. Лица, присутствующие при проведении осмотра, также подписывают документы, составленные по его результатам.
Проверяющие вправе
Проверяемые субъекты должны знать не только собственные права, но и права проверяющих. Иначе как понять, в каких случаях действия представителей контролирующих органов являются законными, а в каких – нет.
Проверяющие вправе требовать у проверяемого субъекта представления необходимых документов (их копий) по проверяемым вопросам.
Если такие документы (их копии) в соответствии с требованиями законодательства не должны находиться в месте проверки, они должны быть представлены не позднее следующего рабочего дня со дня предъявления требования о представлении документов (их копий). В отношении этих документов (их копий) проверяющими оформляется письменное требование.
Изъятие оригиналов документов производится на основании постановления контролирующего органа, осуществляющего проверку, в присутствии представителей проверяемого субъекта, а при их отсутствии – в присутствии не менее двух понятых в случаях:
* невозможности снятия копий документов;
* отказа проверяемого субъекта представить копии документов;
* необходимости проведения экспертизы (исследования) документов в целях установления их подлинности;
* наличия у проверяющего безусловных оснований полагать, что оригиналы документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.
Изъятые документы перечисляются и описываются в акте изъятия либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования и количества изъятых документов. Копия акта изъятия документов вручается под роспись (высылается) проверяемому субъекту. При изъятии таких документов проверяемый субъект изготавливает их копии за свой счет.
Опечатывание касс и кассовых помещений, складов, иных мест нахождения (хранения) документов и имущества проверяемого субъекта производится в присутствии проверяемого субъекта или его представителя (или в присутствии не менее двух понятых) с отражением данного факта в акте опечатывания и с обязательным указанием:
* должности, фамилии, имени, отчества проверяющего, контролирующего (надзорного) органа, произведшего опечатывание;
* наименования проверяемого субъекта, фамилии, имени, отчества представителя проверяемого субъекта, иного лица, присутствовавшего при опечатывании;
* основания для опечатывания;
* описания способа опечатывания;
* расписки проверяемого субъекта или его представителя о принятии под охрану опечатанного помещения, иного места и об ознакомлении с мерами ответственности за вскрытие помещения, иного опечатанного места.
В случае если в опечатанном помещении находится имущество на сумму, превышающую 1 000 базовых величин, и (или) имеются предположения о возможности несанкционированного вскрытия данного помещения, руководителем контролирующего (надзорного) органа или его заместителем принимаются меры по обеспечению охраны территории, где находится опечатанное помещение, силами сотрудников подразделения Департамента охраны министерства внутренних дел Республики Беларусь.
Если в ходе проверки применяются технические средства (в том числе аппаратура, осуществляющая звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование; устройства для сканирования документов, идентификаторов скрытых изображений), проверяющий уведомляет об этом под роспись проверяемого субъекта или его представителя.
В случае отказа проверяемого субъекта или его представителя удостоверить факт уведомления своей подписью, запись об этом производится в акте (справке) проверки.
Если проверка начинается с проведения контрольной закупки ТМЦ, проверяемый субъект или его представитель уведомляются о применении технических средств после завершения проведения контрольной закупки ТМЦ.
По материалам: Вячеслав Мильяненко interfax.by