Кредиторы Беларуси опасаются дефолта?

Международные финансовые организации настоятельно рекомендуют официальному Минску пойти на структурные реформы. Более того, от согласия белорусских властей пойти по пути реформирования зависит выделение Минску новых заимствований. Почему же международные финансовые организации так настаивают на проведении реформ в Беларуси? 

Директор отдела Украины, Беларуси и Молдовы Всемирного банка Мартин Райзер сообщил на брифинге в Минске в пятницу, что представляемая им финансовая организация увязывает выделение ресурсной поддержки нашей стране с наличием у Беларуси программы с МВФ. 

«Степень предоставления финансовой поддержки сильно зависит от макроэкономической ситуации и от наличия программы с МВФ», — сказал Мартин Райзер, отвечая на вопросы журналистов.

Позиция Всемирного банка легко объяснима с учетом того, что и у этой финансовой организации, и у МВФ схожие подходы к решению белорусских проблем. Суть этих подходов заключается в том, что Беларусь, привлекая заимствования, должна идти на структурные реформы.

Но почему кредиторы, у которых официальный Минск просит финансовой поддержки, в один голос настаивают на структурных реформах в Беларуси?

С одной стороны, по мнению аналитиков, международные финансовые организации добиваются того, чтобы кредиты использовались эффективно.

«Кредиты, которые Беларусь получала ранее, проедались», — констатирует экономический обозреватель Владимир Тарасов. По его мнению, если страна не пойдет на структурные реформы, то и новые кредиты будут использоваться неэффективно.

В качестве одной из реформ, которая позволит изменить структуру белорусской экономики, возможна приватизация. И МВФ, и Всемирный банк выступают двумя руками за разгосударствление собственности в Беларуси.

«Приватизация позволит привлечь средства, которые можно будет направить на создание новых секторов экономики, модернизацию предприятий. Приватизация даст время Беларуси на реформирование экономики», — говорит Владимир Тарасов.

Реформирование экономики, полагает аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха, позволит увеличить объемы валютной выручки и тем самым привести страну к положительному сальдо платежного баланса.

«В госсекторе избыточная занятость составляет, по разным оценкам, от 15% до 30%. Структурные реформы позволят переориентировать трудовые ресурсы в частные экспортоориентированные сектора, которые будут генерировать валютную выручку», — говорит Александр Муха.

С другой стороны, полагают эксперты, если Беларусь не согласится на структурные реформы, то это может иметь самые негативные последствия и породить даже проблемы с внешней платежеспособностью.

«В условиях сохранения отрицательного сальдо платежного баланса и при отсутствии приватизации могут возникнуть сложности с погашением обязательств перед нерезидентами», — считает Александр Муха.

Таким образом, можно предположить, что кредиторы (Всемирный банк, МВФ) настоятельно предлагают белорусским властям структурные реформы в том числе потому, что опасаются возможных проблем с погашением имеющихся обязательств.

«Такие проблемы могут возникнуть, если страна не пойдет на структурные реформы», — полагает Владимир Тарасов.

Вместе с тем, процесс приватизации, который приветствуют и в МВФ, и во Всемирном банке, позволит гарантировать кредиторам платежеспособность Беларуси.

«Очевидно, что приватизация может привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые могут быть направлены в случае необходимости на погашение имеющихся обязательств. Продажа госсобственности позволит стране спокойно пройти график платежей по внешнему госдолгу», — говорит Александр Муха.

Напомним, что в 2013-2014 годах Беларуси придется ежегодно выкладывать более 2 млрд. долларов на погашение обязательств по внешнему госдолгу.

Иностранные инвесторы уже выражают обеспокоенность, связанную с платежеспособностью Беларуси. Опасения иностранцев, которые являются держателями белорусских долговых бумаг, привели к тому, что доходность по белорусским еврооблигациям резко выросла и сегодня находится на уровне 11,6-11,8%.

«Это означает, что если сейчас выходить на рынок с новыми выпусками еврооблигаций, то будет вот такая ставка», — говорит источник ******.by в органах госуправления, подчеркивая, что занимать деньги под столь высокие проценты государство не собирается.

Вместе с тем, сейчас, считают в госорганах, нет оснований беспокоиться за платежеспособность Беларуси. «В краткосрочной перспективе проблем с нашей платежеспособностью быть не должно», — подчеркнул источник ******.by в органах госуправления. Власти надеются, что в ближайшие годы удастся решить острые проблемы в экономике и это позволит обеспечить платежеспособность страны и в будущем.

Между тем, валютный кризис, который сегодня наблюдается в Беларуси, может привести к дефолту на корпоративном уровне.

По данным платежного баланса Беларуси, на 1 апреля основная сумма внешнего долга белорусских предприятий составляет почти 8,5 млрд. долларов и относится к краткосрочной задолженности (со сроком погашения до 1 года). В том числе задолженность по торговым кредитам (то есть задолженность за уже поставленные товары и оказанные услуги) превысила 7,8 млрд. долларов.

Эти цифры говорят о том, что белорусским предприятиям в краткосрочной перспективе (в течение года) необходимо погасить достаточно серьезные валютные обязательства. В то же время сегодняшняя ситуация на валютном рынке, когда предприятия не могут свободно купить инвалюту, приводит к тому, что субъекты хозяйствования испытывают сложности с погашением обязательств.

Эксперты МВФ и Всемирного банка рекомендуют белорусским властям отпустить курс на всех сегментах валютного рынка, чтобы у субъектов хозяйствования появилась, наконец, возможность валюту приобретать.

«Если денежно-кредитная политика будет адекватной, это не означает дополнительной девальвации», — считает Мартин Райзер.

Вместе с тем, пока белорусские власти административно держат курс на всех сегментах валютного рынка. Сохранить платежеспособность перед внешним миром белорусским предприятиям в такой ситуации будет очень сложно.

По материалам: ******.by