Как белорусам избавиться от плохих начальников

Международные и отечественные эксперты в один голос призывают власти заняться качественной подготовкой современных управленцев — на менеджменте советских времен, который до сих пор практикуется в Беларуси, далеко не уедешь. Доросли ли белорусы до того, чтобы иметь право на компетентное и образованное начальство, выясняет «Завтра твоей страны».

О том, что управленцев учат плохо, знают и в Администрации президента
Возмутителем общественного спокойствия в связи с необходимостью переучивать белорусских управленцев является директор Центра системных бизнес-технологий Satio Жанна Гринюк. С одной стороны обучение взрослых — ее бизнес. С другой — она имеет непосредственное отношение к проведению профессионального конкурса «Брэнд года» и хорошо осведомлена, как руководят и ведут бизнес в Беларуси.
— У нас низкий уровень компетенции управленцев, — ставит диагноз Жанна Гринюк.
Даже глава Администрации президента Владимир Макей на сентябрьском заседании Общественно-консультативного совета был вынужден признать кадровый застой руководящего аппарата, когда порой без оглядки на политические взгляды трудно на высокую должность найти человека с передовыми знаниями.
Для изменения ситуации Жанна Гринюк рекомендует реформировать систему переподготовки и повышения квалификации кадров. Сейчас, по данным директора центра Satio, в системе Министерства образования имеется более 300 учебных заведений, где проходят обучение 600 тысяч слушателей в год. В то же время в системе дополнительного образования в США и странах Евросоюза ежегодно обучаются 25% взрослого населения.
И это без учета огромного числа корпоративных университетов, где каждый сотрудник для продвижения по карьерной лестнице проходит двух-трехразовое обучение в год.
Кстати, на III фестивале неформального образования Жанна Гринюк сорвала аплодисменты аудитории, когда заявила, что белорусов нельзя ограничивать в правах на эффективное управление.
— Каждый из нас имеет право на то, чтобы нами руководили компетентные и высокообразованные управленческие кадры, — отметила она. — Приложение усилий к этой точке даст мультимедийный эффект.
Изменить подходы к назначению руководителей государственных и коммерческих предприятий советуют и международные эксперты, поскольку консерватизм управленцев тормозит рост как экономики, так и человеческого капитала в стране.
Дайте бизнесу участвовать в образовательном процессе
Частное образование впервые в Беларуси уже много лет назад открыло такую тему, как обучение по системе МВА (Master of Business Administration) – это программы по интегрированным маркетинговым коммуникациям, постановке бренд-менеджмента, логистике, тренинги личностного роста и лидерства.
— Государственное образование не может быть столь гибким, оно не успевает подхватывать современные тренды, — отмечает Жанна Гринюк.
В результате обучения, по ее словам, около 30% выпускников Satio меняют место работы на более престижное и по карьерной лестнице, и по зарплате. Около 30% свидетельствуют о росте карьеры в своей организации. Около 17% говорят о росте зарплаты без продвижения по карьерной лестнице.
И все бы хорошо, но существующая в Беларуси система получения лицензии и аккредитации не соответствует мировым стандартам образования для взрослых, считает Жанна Гринюк.
Председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин говорит, что среди предложений, которые предпринимательское сообщество недавно направило руководству страны, есть и пункт о создании национальной системы бизнес-образования на основе конкурентоспособности и эффективности. Предлагается дать возможность некоммерческим организациям и центрам поддержки предпринимательства, бизнес-ассоциациям проводить учебные мероприятия по повышению квалификации в сфере управления с выдачей свидетельства.
— Во многих странах свидетельство бухгалтерской ассоциации или бизнес-ассоциации ценится выше, чем любой государственный диплом. Например, в Британии нет ни одного учебного заведения, которое выпускало бы бухгалтеров, — утверждает лидер предпринимателей.
Владимир Карягин подчеркивает, что современные условия требуют совершенно иного уровня компетенций, чем это есть сейчас.
— Я сталкивался с выпускниками вузов, которые не могут работать с техникой, формулировать предложения, преподнести себя будущему работодателю. Проблема нашей системы образования в том, что она некоммуникативная: преподаватель читает, все остальные слушают, — называет «болевую» точку Владимир Карягин. — В то же время система образования развитых стран построена на коммуникации. И школьники, и студенты работают в группе, с использованием диалога. Вот почему бизнес-сообщество настаивает на внесении изменений в учебные планы. В стране необходима модернизация системы квалификации специалистов первого и высшего звена. Очень важно, чтобы бизнес-ассоциации без лицензий имели возможность проводить образовательную деятельность.
Пока же Жанна Гринюк говорит об этапе «брожения» на весьма разнородном рынке бизнес-образования. Она считает, что для повышения качества следовало бы создать независимую ассоциацию бизнес-образования
— Сейчас перед ними стоит определенный вызов объединения и учреждения такой ассоциации для пропаганды настоящих стандартов качества бизнес-образования, чтобы сохранить свой имидж и у клиентов, и у госструктур, — подчеркивает эксперт.
Без политического решения рывка в обучении управленцев не будет
Эксперт Агентства гуманитарных технологий, кандидат педагогических наук Светлана Мацкевич подчеркивает, что теория и практика менеджмента ушли далеко вперед. В мире давно не работают в административном ключе, а пытаются искать новые пути, например, рефлексивного, аналитического бизнеса и управления. Проблема Беларуси в том, что таким новым направлениям в менеджменте действующая система образования в стране не обучает.
Есть еще вопрос — кто учит?
— Если мы начинаем приглашать ведущих специалистов из европейских стран, и они обучают наших специалистов по стандартным технологиям менеджмента, это хорошо, — отмечает Светлана Мацкевич. — Однако они не знают белорусских условий работы. При этом менеджмент — это всегда практика подготовки, ориентированная на реалии страны. Получается, что обучение классическим или новым методикам менеджмента носят, скорее, теоретический, нежели практикоориентированный характер.
Западные методики, по мнению эксперта, основаны на уже существующем рынке, который формировался столетиями. Там есть традиции и понимание, какой менеджмент является эффективным. В Беларуси же продолжает существовать и закрепляться бюрократическая форма менеджмента.
— На мой взгляд, учить таким формам управления бессмысленно и даже глупо. Если все-таки мы будем это делать, то подготовим очередное поколение управленцев-бюрократов, которые не размышляют и управляют, а контролируют, — прогнозирует эксперт «Завтра твоей страны». — Таким образом, очень важным вопросом является, какое содержание мы будем вкладывать в подготовку менеджеров в образовании.
Владимир Карягин отмечает, что деловое сообщество заинтересовано в обучении современным технологиям управления, а не использованию административно-командных методов.
— Мы не можем достичь конкурентоспособности экономики и рационального использования ресурсов без освоения методов проектного мышления и управления, — подчеркивает лидер предпринимателей. — Необходимы большие усилия для переподготовки практически всех руководящих кадров страны. Любые преобразования — либерализация, экономические, административные реформы — натолкнутся на нерациональные схемы управления.
Однако есть и еще один вопрос, который возникает, даже если будет изучаться инновационный и современный менеджмент. Где обученные люди смогут применить свои знания? Ведь до сих пор в стране сохраняется принцип номенклатуры в карьере менеджера и руководителя, а новым подготовленным управленцам тяжело и практически невозможно внедриться в систему. Что делать с этим замкнутым кругом?
— Необходимы политические решения, — убеждена Светлана Мацкевич. — Речь идет о перестройке номенклатурного управления, которое сложилась еще с советских времен и продолжает существовать в Беларуси. Кроме того, необходимо признание, что все инновационные формы в образовании нуждаются в теоретической концептуальной базе, что требует инвестиций в процесс обучения управленцев мышлению.
Между тем, эксперты единодушны: если обучать начальников будут по старым схемам, страна не расстанется с отжившим типом руководства, а хзначит, не продвинется вперед.
По материалам: zautra.by