КГК усовершенствует контрольно-надзорную деятельность

Комитет госконтроля Беларуси усовершенствует контрольно-надзорную деятельность с учетом требований директивы №4. Об этом сообщил сегодня на заседании круглого стола председатель КГК Александр Якобсон, передает БЕЛТА.

В настоящее время вопросы проверок субъектов предпринимательской деятельности регулируются указом №510. «Принятие этого указа было шагом вперед в совершенствовании и упорядочении контрольной деятельности, поскольку документ стал первым законодательным актом, который создал единые правовые условия для проведения плановых и внеплановых проверок как контролирующими, так и надзорными органами», — отметил Александр Якобсон. Представители делового сообщества принимали непосредственное участие в подготовке этого указа.

Если в 2008 году только контролирующими органами, без надзорных, планово проверено 65 тыс. субъектов хозяйствования по вопросам финансово-хозяйственной деятельности, то в 2010 году было проверено 63 тыс. субъектов, но уже с учетом проверок как контролирующих, так и надзорных органов. «Таким образом, проверки финансово-хозяйственной деятельности сократились ровно в два раза. Однако при сокращении общего количества проверок количество надзорных остается высоким. В 2010 году их было около 70% от общего объема всех, а в общем количестве внеплановых — почти 80%. Здесь нам надо серьезно думать», — сказал председатель КГК.

Александр Якобсон отметил, что работа надзорных органов должна быть в подавляющем большинстве направлена на профилактику правонарушений. «По ряду надзорных органов вместо проверок следует ввести в практику, и мы стремимся это предложить, такие формы, как наблюдение, техническую поверку, контроль технического состояния поднадзорных объектов», — сказал он. Настало время провести ревизию количества надзорных органов в целом, пересмотреть их задачи и полномочия, а также их многочисленные регламенты и стандарты, порой датируемые 50-ми годами прошлого века, считает Александр Якобсон.

Вместе с тем практика применения указа №510 показала, что в этом документе есть шероховатости, на которые указывало в том числе и бизнес-сообщество. В связи с этим было решено внести проект нормативно-правового акта, предусматривающего комплексную корректировку названного указа с учетом наработанной практики. «На прошлой неделе было проведено крупное совещание в правительстве с участием всех заинтересованных по обсуждению этого проекта. Мною была озвучена позиция комитета, которая сводится к тому, что подготовленный проект еще необходимо серьезно реконструировать», — сообщил председатель КГК.

По его словам, в правительстве восприняты решительные предложения комитета и даны поручения доработать проект с учетом требований директивы и высказанных комитетом замечаний. «Эта работа идет, но она идет непросто», — сказал Александр Якобсон.

Также поручено предусмотреть, что все дополнительные включаемые в перечень контролирующих и надзорных органов организации вправе осуществлять проверки только с контрольным списком вопросов, так называемыми чек-листами. Будут пересмотрены методы и формы работы надзорных органов. Что касается направлений деятельности органов комитета, то они определены Конституцией и остаются прежними.

Говоря о форме контрольных мероприятий, Александр Якобсон сообщил, что одним из важных направлений станет упреждающая работа. Проведение мероприятий с участием бизнес-сообщества станет одним из способов профилактики. Сотрудники органов комитета должны больше работать с предпринимателями, рассказывать им о проблемах и ошибках, которые допускаются и которые должны быть прекращены. Большая роль в этом вопросе отводится работе со СМИ.

«Таким образом, профилактические мероприятия станут системными в нашей работе, а результатом должно быть снижение количества правонарушений. При этом наказание не должно быть самоцелью. В случае привлечения к ответственности принимаемые меры должны быть соразмерны степени причиненного вреда», — отметил Александр Якобсон. Этому будет способствовать реализация таких положений директивы №4, как снижение минимального и максимального размера штрафов, уточнение и конкретизация перечней смягчающих и отягощающих ответственность обстоятельств, расширение сферы применения такого вида административной ответственности, как предупреждение.

«Главное, чтобы кадры органов комитета проявляли высокий профессионализм, принципиальность и объективность. Считаю, что реализация на практике названных мер позволит решительно усовершенствовать контрольную деятельность, придать ей в первую очередь превентивный характер», — резюмировал председатель КГК.