Коммерческая тайна часть 2

Развитие бизнеса сопряжено с определенным риском, доверием и финансовым видением. Разумное доверие, минимизация рисков – критерии сохранения информации, составляющей коммерческую тайну.

Для сохранения и предотвращения разглашения сведений, обладающих признаками полезной и значимой информации, необходимо определить пределы (понятие) коммерческой тайны.
Теория защиты института информационной собственности компании выделяет следующие признаки коммерческой тайны:
•    информация не является частью государственных секретов;
•    персонификация сведений (информация касается деятельности конкретного предприятия или компании);
•    наличие действительной и потенциальной ценности в силу ее неизвестности третьим лицам;
•    общедоступность подобной информации ограничена в рамках корпоративных программ по защите интересов компании;
•    ее разглашение приводит к негативным последствиям для компании;
•    подобная информация тщательным образом охраняется;
•    руководство компании по своему усмотрению определяет объем и состав информации, представляющей ценность.
Рассмотренные признаки помогут выделить из общего массива ту информацию, которая действительно имеет ценность. Вместе с тем на законодательном уровне определено, какие сведения о деятельности компании по требованию (в обязательном порядке) должны быть общедоступными. К которым, лица заинтересованные в ее получении и имеющие законодательно закрепленные права имели бы доступ.
Важность перечисленных признаков обусловлена единственной причиной – только та информация может быть определена как «коммерческая тайна» и претендовать на правовую защиту, которая составляет единство всех перечисленных признаков.
В качестве примера, ниже представлена выборочная классификация сведений, составляющих коммерческую тайну:
•    технология производства;
•    способы управления предприятием;
•    маркетинговая стратегия развития компании;
•    сведения о заключенных и планируемых сделках;
•    сведения о клиентах и партнерах компании.
Логично, что данный перечень не является исчерпывающим, поскольку информация, составляющая коммерческую тайну индивидуальна и определяется руководством компании самостоятельно.

Сведения, обладающие признаком публичности, строго определены на законодательном уровне. И в том случае, когда руководство компании примет решение об ограничении доступа к подобной информации, возникнут противоречия с законодательными актами страны регистрации.
Не составляют коммерческой тайны сведения, относящиеся к государственной статистической отчетности, а также касающиеся тех сторон деятельности организаций, которые выступают объектом государственного контроля и надзора. При этом контрольно-надзорные органы не вправе распоряжаться полученной информацией по своему усмотрению.
Подобная информация так же охраняется. Меняются только способы и источник сохранения полученных посредством проверок (ревизий) сведений.
Законодательством или учредительными документами может устанавливаться перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию либо обязательному доведению до сведения акционеров, членов (участников) иного определенного круга лиц. К этим сведениям, в частности, относятся данные, содержащиеся в государственном реестре юридических лиц, балансовые итоги годовой предпринимательской деятельности, в том числе сальдо баланса, сумма уставного капитала, сводные суммы кредиторской и дебиторской задолженности, сальдо счета прибыли и убытков, сведения, подлежащие публикации согласно правилам государственной статистической отчетности.

Перейти к первой части