Легальность бизнеса

В данной статье мы осветим основные вопросы, связанные с легализацией бизнеса. Любой начинающий предприниматель задает себе вопрос – стоит ли мне осуществлять свою деятельность легально? Стоит ли погружаться в официальные процедуры и тратить на них свое время и деньги?

Каждый на этот вопрос отвечает сам. На первый взгляд, у «черного» бизнеса есть свои плюсы. Не нужно платить налоги, не нужно сталкиваться с государственными организациями — так думают те, кто работает нелегально. Но это не совсем верно.

Сталкиваться с государственными организациями вы будете, однако уже с теми, которые занимаются пресечением незаконной предпринимательской деятельности. Кроме того, кажущаяся экономия на налогах в итоге может обернуться значительными суммами штрафов за незаконную предпринимательскую деятельность, а иногда также и уголовным преследованием. Так что выбор за вами, но в данном проекте речь идет о способах легального ведения бизнеса.

Чтобы начать свой бизнес официально, необходимо пройти процедуру государственной регистрации. Нынешнее законодательство Республики Беларусь предусматривает три способа регистрации юридических лиц: распорядительный (по решению органа государственного управления), разрешительный (некоторые некоммерческие организации) и нормативно-явочный (негосударственные коммерческие организации).

Последний способ регистрации является самым распространенным, а его процедура значительно упрощена в связи с изданием Декрета Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования». Этот нормативный акт упростил государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и заменил действующий ранее документ – Декрет от 16.03.1999 № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» (Далее – Декрет № 11).

Декрет № 1 первую очередь упразднил процедуру формирования уставного фонда для всех субъектов хозяйствования, кроме ОАО и ЗАО (400 б.в. и 100 б.в. соответственно). В декрете № 11 минимальный уставной фонд устанавливался для каждой организационно-правовой формы отдельно: от 75 до 6250 евро.

Минимальные размеры уставных фондов коммерческих организаций с иностранными инвестициями, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций (в том числе обществ взаимного страхования, страховых брокеров, объединений страховщиков), а также открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности, устанавливаются соответствующим законодательством.

В связи с изменениями, был упрощен и пакет документов, необходимых для регистрации.

Для юридического лица это заявление о государственной регистрации; устав (учредительный договор — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), доказательство статуса юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства (для учредителей, являющихся иностранными организациями); оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины; копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык.

Для индивидуального предпринимателя ещё проще: заявление о государственной регистрации, фотография и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Регистрация осуществляется местными исполнительными органами по месту жительства.

Следует отметить, что Декрет № 1 не требует указания в уставных документах видов деятельности, в то же время осуществление некоторых из них возможно при наличии специального разрешения (лицензии). Поэтому перед началом ведения своего бизнеса необходимо ознакомиться с положениями Декрета Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 N 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» для того, чтобы узнать, необходимо ли для осуществления желаемой деятельности наличие специального разрешения. Положения данного Декрета детализируются в отраслевом законодательстве для каждого из видов.

Далее Вам надо получить печати и вперед!

Однако многие бизнесмены сталкиваются с ещё одной проблемой: где взять первоначальный капитал, если средств, находящихся у Вас недостаточно для начала предпринимательской деятельности.

Современное законодательство предоставляет возможность предоставления кредитов коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям в порядке, предусмотренным банковским законодательством. О процедуре кредитования, о том, какие кредиты лучше брать, а какие нет, мы напишем в следующих статьях.

Сейчас же отметим, что официальный бизнес имеет гораздо больше преимуществ, нежели неофициальный. Когда Вы занимаетесь предпринимательской деятельностью в установленном порядке, Вы находитесь под правовой защитой государства, если же Вы пытаетесь обойти закон – для государства Вы вне правовой охраны. Следовательно, при ведении бизнеса главное помнить золотое правило: заплати налоги и спи спокойно.

Однако надо также понимать, что налоговая безграмотность ведет к тому, что вместо четких и понятных процедур и сумм субъект предпринимательства запутывается в налогах как бабочка в паутине, и частенько платит не то и не так, а иногда и переплачивает. Это другая крайность по сравнению с работой нелегально, которой также нужно избегать. В нашем проекте мы постараемся осветить проблемные моменты предпринимательской деятельности, в том числе и в разрезе налогообложения.