Традиционно Указ президента Республики Беларусь от 09.03.2010 года № 143 «Об отдельных вопросах налогообложения» (далее – Указ № 143) вступил в силу с 1 января 2010 года. Положения данного документа направлены на значительное улучшение налогового климата в стране.
Одним из важных новшеств – явилось преобразование ставок единого налога. Привязка ставок единого налога к евро упразднена и установлена в национальной валюте. Подобное изменение позволяет исключить необходимость пересчета подлежащей уплате суммы налога в белорусские рубли и как следствие, избежать ошибок с применением курсов конверсии на момент уплаты.
В тоже время для некоторых видов предпринимательской деятельности ставки единого налога увеличились. Это связано с тем, что при определении ставки в национальной валюте в расчет принимался довольно высокий курс евро к белорусскому рублю.
Необходимо обратить внимание на то, что ставки единого налога установлены в законодательно закрепленном конкретном выражении. На данный момент исключена зависимость от курса валют или размера базовой величины. Плохо это или хорошо, покажет время.
Для привлечения инвестиционных ресурсов в страну, Указом № 143 закреплено освобождение физических лиц от уплаты подоходного налога (на пять лет) переехавших в Беларусь на постоянное место жительства.
Подоходный налог не взимается в случаях, когда иммигранты получают доход от источников за пределами Беларуси в виде дивидендов, процентов, роялти, доходов по операциям с ценными бумагами, от реализации недвижимого имущества.
Внесены изменения в Указ от 15 июня 2006 г. № 398 ”Об утверждении норм расходов на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, представительские цели“. На данный момент расходы на рекламу, маркетинг и консалтинг не лимитируются, однако, нормируются представительские расходы.
Указом № 143 местным Советам депутатов предоставлено право изменять (не более чем в два раза) ставки земельного налога и налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков. Данные изменения нацелены на увеличение поступлений в бюджет в 2010 году. Соответственно можно сделать вывод, каким правом воспользуются местные Советы депутатов.
Все так же имеет место противоречивый запрет на возможность найма индивидуальными предпринимателями работников. Не смотря на то, что индивидуальные предприниматели уплачивающие налоги по упрощенной системе или на общих основаниях практически ни чем не отличаются от юридических лиц. Сравнение, конечно же, проводится в разрезе налогового законодательства. В долгожданном Указе № 143 не нашлось места для включения данного вопроса в программу либерализации налогового законодательства.