Обсудим процесс либерализации

Белорусскую экономику ждет очередная волна либерализации. Правительство подготовило и направило на согласование в республиканские и местные органы госуправления новую редакцию проекта директивы о либерализации экономики.

 

 

 

 

 

 

В частности, документ предусматривает:

* переход с 1 марта 2011 года на свободные рыночные цены и тарифы, за исключением минимального перечня, устанавливаемого президентом;
* отмену с 1 января 2011 года действующих ограничений по осуществлению обязательных видов страхования только государственными страховыми компаниями;
* снятие ограничений на обслуживание госпредприятий в негосударственных банках и расширение участия частных банков в финансировании госпрограмм;
* запрет с 1 января 2011 года конфискации имущества у физлиц и предпринимателей, являющихся его добросовестными приобретателями;
* введение электронной системы регистрации субъектов хозяйствования.

Авторы новой редакции проекта директивы о либерализации предлагают все неясности и неточности в нормативных актах трактовать в пользу предпринимателей.

Можно также выделить инициативу исключить принятие нормативных правовых актов и внесение в них изменений с обратной силой, за исключением актов, улучшающих условия предпринимательской деятельности.

Новый проект директивы состоит из 10 магистральных направлений либерализации, которые включают в себя ряд сопутствующих мер.

Вы можете изучить предложения правительства и высказаться в комментариях об эффективности предлагаемых решений проблем, стоящих перед белорусской экономикой.
Проект Директивы «О дальнейшей либерализации экономики, направленной на развитие предпринимательской инициативы и стимулирование деловой активности в Республике Беларусь»

Белорусская экономическая модель, главной отличительной особенностью которой является социальная ориентированность и сохранение ведущей роли государства в экономической сфере доказала свою эффективность.

Республика Беларусь из всех стран Содружества независимых государств в наименьшей степени ощутила влияние мирового экономического кризиса. Особой заслугой государства является то, что кризис в минимальной степени затронул интересы простых людей.

На протяжении всего 2010 года закрепляются положительные тенденции, свидетельствующие о послекризисном восстановлении экономики.

С 2011 года страна вступает в новый пятилетний этап развития. В будущей пятилетке мы ставим перед собой амбициозные задачи в экономической и социальной сфере. К 2015 году валовой внутренний продукт должен возрасти не менее чем в 1,6 раза, реальные располагаемые денежные доходы населения – не менее чем в 1,7 раза.

Как приоритетные направления социально-экономического развития на 2011–2015 годы, мы определяем инновации и инвестиции. В соответствии с ними будут создаваться высокотехнологичные производства, в том числе на основе тесного сотрудничества со странами – экономическими партнерами Республики Беларусь, особенно в инвестиционной сфере.

Решать эти задачи придется в сложных условиях. Удорожание топливно-энергетических ресурсов, обострение конкурентной борьбы на постсоветском пространстве и рынках дальнего зарубежья требуют мобилизации всех внутренних резервов, максимально эффективного использования имеющихся сырьевых и, в первую очередь, интеллектуальных ресурсов.

Существенный вклад в наращивание экономического потенциала страны может быть обеспечен за счет использования предпринимательской инициативы граждан.

В последние годы в Республике Беларусь немало сделано в целях развития частной инициативы. Вместе с тем приходится констатировать, что сегодня этот резерв задействован не в полной мере.

В стране остаются тысячи неиспользуемых и неэффективно используемых объектов, на которых при помощи частной инициативы могут быть развернуты производства, созданы новые рабочие места, в том числе в населенных пунктах с избыточной рабочей силой.

Низким остается уровень использования вторичных и возобновляемых ресурсов, повсеместно имеющихся в объемах, которые могут быть задействованы субъектами малого предпринимательства.

Имеются факты, когда инициативные граждане длительное время безуспешно стучатся в кабинеты чиновников разных уровней, пытаясь организовать производство, основанное на научных разработках, в том числе новейших.

Деятельность индивидуальных предпринимателей и созданных ими унитарных предприятий связана в основном с торговлей. Отсутствуют эффективные механизмы стимулирования их перехода в сферу производства и иных услуг.

В отдельных слоях общества сохраняется негативное отношение к предпринимателям.

В результате в Республике Беларусь доля малого и среднего бизнеса в объеме валового внутреннего продукта остается недостаточной и существенно отстает от уровня, достигнутого не только в странах Европейского союза, но многих развивающихся странах.

Такая ситуация требует со стороны государства принятия комплекса кардинальных мер, которые могли бы существенно поднять роль предпринимательства, реально повысить его вклад в формирование темпов экономического роста, обеспечение высокой эффективности функционирования белорусской экономики, на основе максимального использования частной инициативы.

У должностных лиц органов государственного управления, в особенности местных исполнительных и распорядительных органов, необходимо сформировать качественно новые подходы к предпринимателям, как полноценным субъектам экономических отношений.

В целях создания условий для существенного улучшения условий осуществления предпринимательской деятельности в Республике Беларусь:

1. Обеспечить однозначное толкование и стабильность законодательства, повысить качество подготовки нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Для этого:

1.1. установить, что в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства государственные органы и иные государственные организации, должностные лица принимают решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности;

1.2. при принятии нормативных правовых актов (подготовке соответствующих проектов), закрепляющих и (или) изменяющих условия ведения бизнеса, дата вступления в силу таких нормативных правовых актов должна устанавливаться исходя из разумных сроков, необходимых субъектам предпринимательства для подготовки к осуществлению деятельности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми этими нормативными правовыми актами, но не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования (за исключением случаев, когда такие нормативные правовые акты направлены на обеспечение экономической безопасности страны);

1.3. исключить принятие нормативных правовых актов и внесение в них изменений с обратной силой, за исключением актов, улучшающих условия предпринимательской деятельности;

1.4. ввести в практику работы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома обязательное общественное обсуждение проектов законодательных актов, которые могут оказать существенное влияние (затрагивать интересы, изменение условий осуществления деятельности) субъектов хозяйствования, в том числе посредством создания при государственных органах общественно-консультативных и (или) экспертных советов с участием представителей субъектов хозяйствования, их объединений (союзов, ассоциаций), а также размещения указанных проектов на официальных сайтах государственных органов;

2. Создать условия для развития конкуренции между субъектами предпринимательской деятельности всех форм собственности. Перейти от разрешительного к заявительному принципу начала осуществления и прекращения в Республике Беларусь экономической деятельности, за исключением тех ее видов, для осуществления которых в соответствии с законодательством требуется получение специального разрешения (лицензии).

Для этого:

2.1. установить, что с 1 января 2011 г. отменяются:

* ограничения по осуществлению обязательных видов страхования только государственными страховыми организациями и или страховыми организациями, в уставных фондах которых более 50 процентов долей (простых (обыкновенных) или иных голосующих акций) находятся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц;
* требования к наценочным категориям, необходимости утверждения рецептур для предприятий розничной торговли и общественного питания;

2.2. Совету Министров Республики Беларусь:

2.2.1. до 1 января 2011 г. внести в установленном порядке предложения о совершенствовании антимонопольного регулирования, в том числе путем реорганизации соответствующего органа государственного управления в рамках проводимой работы по совершенствованию системы республиканских органов государственного управления;

2.2.2. до 1 марта 2011 г.:

* обеспечить внесение изменений в нормативные правовые акты по ценообразованию, предусмотрев переход на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на товары (работы, услуги), за исключением минимального перечня товаров (работ, услуг), устанавливаемого Президентом Республики Беларусь, прежде всего в отношении продукции, товаров организаций-монополистов. Отменить при применении свободных цен ограничение надбавок в оптовой и розничной торговле;
* отменить обязательное составление экономического обоснования под уровень применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), за исключением товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов);

2.2.3. совместно с Национальным банком до 1 июля 2011 г. внести на рассмотрение Главы государства предложения о расширении участия в кредитовании государственных программ банков негосударственной формы собственности и дополнительном регулировании порядка открытия текущих (расчетных) и депозитных счетов государственных организаций в таких банках;

2.3. облисполкомам и Минскому горисполкому не допускать существования межобластных и иных региональных ограничений при осуществлении торговли товарами, выполнения работ (оказания услуг), в том числе установления квот по продажам произведенного в соответствующем регионе;

2.4. исключить любое вмешательство органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности (за исключением целей противодействия монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, и товаров (работ, услуг), перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь);

2.5. Министерству юстиции совместно с Министерством связи и информатизации обеспечить введение в Республике Беларусь электронной регистрации субъектов хозяйствования, в том числе:

* создание Web-портала ЕГР, посредством которого будет осуществляться электронная регистрация субъектов хозяйствования, обеспечение к нему открытого и бесплатного доступа в его открытой части;
* разработку форм заявлений и иных документов в электронном виде, подаваемых на Web-портал ЕГР для государственной регистрации субъектов хозяйствования;
* доработку информационной системы Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для указанной в настоящем подпункте цели.

3. Гарантировать добросовестным приобретателям имущества права собственности и использования этого имущества. Для этого:

3.1. исключить принятие нормативных правовых актов, предусматривающих возможность конфискации имущества за совершение административных правонарушений, если они не связаны с незаконным вовлечением товаров в оборот, допускающим причинение ущерба государству в виде неуплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, обеспечивая приведение действующего законодательства в соответствии с данным принципом в течении 2011 года;

3.2. установить, что с 1 января 2011 г. запрещается конфискация имущества у физических лиц и субъектов предпринимательской деятельности, являющихся его добросовестными приобретателями;

3.3. до 1 января 2012 г. осуществить переход к запрету конфискации имущества, иных действий, направленных на лишение (прекращение, ограничение) имущественных прав субъектов хозяйственной деятельности, в том числе принудительное списание денежных средств со счетов (за исключением действий, направленных на взыскание налогов, иных обязательных платежей в бюджет, государственные бюджетные и внебюджетные фонды), при отсутствии вступившего в законную силу решения суда;

3.4. освободить инвестора от уплаты арендной платы и земельного налога на земельные участки, занятые под проектирование и (или) строительство объектов, на период срока указанного проектирования и (или) строительства;

3.5. Совету Министров Республики Беларусь:

3.5.1. до 1 марта 2011 г. обеспечить упрощение порядка отведения земельных участков субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющих инвестиционные проекты по созданию объектов придорожного сервиса, обеспечив предоставление им льгот, установленных для организаций, осуществляющих производственную деятельность в сельской местности и малых населенных пунктах;

3.5.2. совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом до 1 января 2013 г. оптимизировать количество организаций государственной собственности, передав в коммунальную собственность большинство республиканских унитарных предприятий и акций (долей в уставных фондах) в хозяйственных обществах, сохранив в республиканской собственности исключительно стратегически важные унитарные предприятия либо акции (доли в уставных фондах) в стратегически важных хозяйственных обществах;

3.6. Облисполкомам и Минскому горисполкому до 1 января 2012 г. обеспечить осуществление безвозмездной передачи находящихся в государственной собственности (независимо от ведомственной подчиненности) неиспользуемых более 2 лет объектов недвижимости (незавершенных строительством объектов) по решению (требованию) рай(Мингор)исполкома для реализации инвестиционных проектов, в том числе на конкурсной основе при наличии нескольких претендентов;

3.7. предоставить право выкупа по оценочной стоимости находящегося в государственной собственности имущества субъектам хозяйственной деятельности, арендующим данное имущество не менее двух лет;

3.8. до 1 января 2012 г. предоставить право осуществлять уполномоченными перерабатывающими организациями бесплатный прием бывшего в употреблении и списанного оборудования с содержанием драгоценных металлов;

3.9. продолжить внедрение международных стандартов защиты интеллектуальной собственности.

4. В сфере осуществления административных процедур.

4.1. Совету Министров Республики Беларусь:

4.1.1. до 1 июля 2011 г. утвердить единый перечень административных процедур, осуществляемых органами государственного управления, иными государственными организациями, местными исполнительными и распорядительными органами, их структурными подразделениями и подчиненными им организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Осуществление государственными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей административных процедур, не предусмотренных в перечне, не допускается;

4.1.2. до 1 января 2012 г.:

* максимально расширить сферу применения на бесплатной основе электронного документооборота в области осуществления административных процедур в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, особенно в области налогообложения, за исключением случаев, когда законодательством об административных процедурах наряду с заявлением на совершение административной процедуры требуется представление иных оригинальных документов;
* создать единый интернет-ресурс, посвященный административным процедурам в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечив бесплатное размещение форм документов, требуемых для осуществления этих процедур;

4.1.3. до 1 июля 2012 г. принять меры по максимально возможному сокращению количества административных процедур, совершаемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе, посредством внедрения принципа «одно окно»;

4.1.4. до 1 января 2012 г. принять меры по переходу от разрешительной системы в области подтверждения безопасности и качества продукции, работ, услуг к декларированию их соответствия обязательным требованиям непосредственно изготовителями, импортерами и продавцами с полным возложением на них ответственности за безопасность и качество продукции, работ и услуг;

4.2. расширить право субъектам предпринимательской деятельности проводить обязательную аттестацию специалистов для осуществления лицензируемых и сертифицируемых видов деятельности в порядке, предусмотренном трудовым законодательством, непосредственно в организации;

4.2. установить, что в Республике Беларусь признаются все сертификаты соответствия и другие документы о подтверждении соответствия, действующие на территории государств Таможенного союза и в странах, с которыми заключены соответствующие международные договоры, без подтверждения соответствующих организаций Республики Беларусь;

5. Завершить гармонизацию налоговой системы Республики Беларусь с применяемыми системами в европейских странах. Обеспечить ее нейтральность и действие механизмов, способствующих развитию деловой инициативы, а также добросовестному исполнению налоговых обязательств. Максимально упростить порядок ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности в Республике Беларусь. Для этого:

5.1. с 1 января 2011 г.:

* предоставить право добровольного перехода на ежеквартальные сроки уплаты налога на добавленную стоимость субъектам предпринимательской деятельности вне зависимости от объемов выручки от реализации товаров (работ, услуг);
* разрешить субъектам малого и среднего предпринимательства закупать мелкие партии товаров, сырья, материалов и комплектующих в странах Таможенного союза за наличный расчет с последующей уплатой всех необходимы налоговых платежей, на сумму до 1000 базовых величин в квартал;
* перейти на формирование инновационных фондов исключительно за счет отчислений организаций, находящихся в подчинении (входящих в состав, имеющих долю в государственной собственности) государственных органов и подчиненных Правительству Республики Беларусь организаций;

5.2. Совету Министров Республики Беларусь:

5.2.1. обеспечить введение в действие с 1 января 2012 г.:

* в налоговой системе механизмы, позволяющие плательщикам, получившим убытки (в том числе в начале деятельности), минимизировать их за счет будущей прибыли;
* механизм уплаты отчислений в Фонд социальной защиты населения, предусматривающий его рациональное разделение между работником и нанимателем при обязательном сохранении достигнутого уровня заработной платы и социального обеспечения;

5.2.2. ежегодно при подготовке проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год обеспечивать изменение критериев применения упрощенной системы налогообложения соразмерно масштабам развития субъектов малого предпринимательства;

5.2.3. до 1 июля 2011 г. обеспечить:

* подготовку проекта законодательного акта, предоставляющего право субъектам предпринимательской деятельности, применяющим упрощенную систему налогообложения, производить отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты исходя из уровня не более средней зарплаты в отрасли;
* внесение на рассмотрение Главы государства проекта нормативного правового акта, обеспечивающего существенное сокращение перечня обязательных для применения первичных учетных документов и количество реквизитов в них;
* в целях перехода к добровольному проведению аудита пересмотр предельного размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) для субъектов предпринимательской деятельности, подлежащих обязательному аудиту по критерию объема выручки;

5.2.4. до 1 января 2012 г.:

* обеспечить расширение практики применения в Республике Беларусь международных стандартов финансовой отчетности, внеся соответствующие изменения в законодательные акты;
* отменить требования для субъектов малого предпринимательства в части обязательной сдачи наличной выручки в банк, обязательной продажи валютной выручки, согласование лимитов остатка в кассе и целевого использования наличной выручки;

5.3. установить, что срок обязательного хранения бухгалтерских документов субъектами малого предпринимательства составляет не более 5 лет, но не ранее проведения плановой налоговой проверки, за исключением документов в сфере трудовых отношений и уплаты отчислений в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;

5.4. Министерству по налогам и сборам до 1 января 2012 г. принять меры, направленные на обеспечение максимального внедрения современных информационных технологий в систему уплаты налогов, расширение сферы электронного налогового декларирования;

6. Считать основной задачей контрольной (надзорной) деятельности предупреждение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности. Пересмотреть законодательство об ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, обеспечив соразмерность ответственности характеру правонарушения и степени причиненного им вреда. Для этого:

6.1. Установить, что:

* проверки не должны нарушать производственно-хозяйственную деятельность проверяемых хозяйствующих субъектов. Любая приостановка деятельности может осуществляться только в определенных законодательными актами случаях специально уполномоченным контрольным органом или судом исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, охраны жизни и здоровья граждан, а продлеваться исключительно по решению суда;
* в отношении добросовестно исполняющих обязательства перед государственным бюджетом субъектов предпринимательской деятельности (не имеющих фактов нарушений законодательства) плановые проверки должны проводиться не чаще одного раза в пять лет, а в отношении субъектов хозяйствования, которые в установленном порядке отнесены к низкой группе риска – только в случаях, исчерпывающий перечень которых прямо предусмотрен законодательными актами;

6.2. Совету Министров Республики Беларусь, Управлению делами Президента Республики Беларусь, Национальному банку, Национальному статистическому комитету, Генеральной прокуратуре, Комитету государственного контроля, местным исполнительным и распорядительным органам обеспечить систематическое конструктивное взаимодействие контролирующих (надзорных) органов и объединений предпринимателей (союзов, ассоциаций) по вопросам практики применения и совершенствования законодательства, регулирующего административную ответственность;

6.3. Национальному центру законодательства и правовых исследований:

* до 1 марта 2011 г. пересмотреть существующую систему взысканий за правонарушения в области предпринимательской деятельности, обеспечив соразмерность ответственности характеру правонарушения и степени причиненного им вреда, в том числе путем:
* уточнения и конкретизации перечней смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств. Предусмотреть уменьшение размера штрафных санкций в два раза по всех административным правонарушениям при наличии смягчающих обстоятельств;
* снижения минимального и максимального размеров взыскания в виде штрафа за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности;
* снижения минимального и максимального размеров взыскания в виде штрафа, налагаемого на субъектов хозяйствования и их должностных лиц, применительно к ряду иных составов административных правонарушений в случаях добровольного возмещения или устранения ими причиненного в результате совершенного правонарушения вреда или иных вредных последствий либо исполнения возложенной на соответствующее лицо обязанности (даже впоследствии), совершения физическим лицом административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;
* введения такого вида административной ответственности как предупреждение по формальным нарушениям, не влекущим сокрытие налогов или причинение иного материального вреда;
* устранения многократной ответственности за одно и тоже правонарушение;

6.4. Совету Министров Республики Беларусь до 1 июля 2011 г. внести на рассмотрение Главы государства проект нормативного правового акта о введении в Республике Беларусь налоговой амнистии к лицам, которые готовы себя реабилитировать путем легализации своих доходов;

6.5. Приостановить с 1 января 2011 г. привлечение к административной ответственности за нарушения в оформлении товарных, товарно-транспортных накладных, платежных инструкций и других первичных учетных документов.

Часть первая настоящего подпункта действует до вступления в силу закона о внесении изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г., предусматривающих исключение статьи 23.17;

6.6. Запретить применение практики содержания под стражей до суда как меры пресечения в отношении лиц, совершивших экономические преступления, не представляющие общественной опасности.

7. В области финансовой поддержки микрофинансирования.

Совету Министров Республики Беларусь:

7.1. до 1 января 2012 г.:

* создать условия, стимулирующие развитие рынка ценных бумаг с целью массового вовлечения в данный вид деятельности физических лиц и субъектов малого и среднего предпринимательства;
* совместно с Национальным банком создать систему некоммерческих микрофинансовых организаций, в том числе гарантийных фондов, законодательно определив условия и порядок их создания и деятельности;

7.2. сохранить практику оказания государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства с привлечением Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимательства, банков, микрофинансовых организаций.

8. В области развития и регулирования рынка труда.

8.1. Исключить излишнее регулирование рынка труда за счет расширения прав нанимателей по установлению гибких условий оплаты труда работникам, максимально учитывающих результативность вклада каждого работника и финансовые возможности хозяйствующих субъектов.

8.2. Отменить с 1 января 2011 г. обязательное применение Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с долей собственности государства менее 50 процентов;

8.3. В соответствии с мировой практикой усовершенствовать структуру рынка труда страны, предусмотрев развитие гибких форм занятости населения, использования трудовых ресурсов в том числе путем предоставления персонала, расширения применения гражданско- правовых договоров;

8.4. Обеспечить в средних учебных заведениях активную подготовку учащихся к осуществлению трудовой и предпринимательской деятельности, расширив изучение иностранных языков, основ экономики, предпринимательства, финансовых рынков;

8.5. Исходя из целей настоящей Директивы модернизировать программы системы повышения квалификации специалистов среднего и высшего звена органов государственного управления с целью формирования управленческого потенциала, способного обеспечить стимулирование предпринимательской и иной инициативной деятельности граждан во всех сферах экономики страны;

8.6. Создать национальную систему делового образования на основе конкуренции и эффективности. Предоставить право некоммерческим организациям, объединениям промышленников и предпринимателей (союзы и ассоциации), центрам поддержки предпринимательства на проведение учебных мероприятий по повышению квалификации в сфере управления и предпринимательской деятельности с выдачей свидетельства собственного образца;

8.7. Предоставить хозяйствующим субъектам частной формы собственности самостоятельно определять сроки переподготовки и повышения квалификации руководителей и работников субъектов хозяйственной деятельности.

9. Сформировать в 2011 году в Республике Беларусь законодательную базу, определяющую механизм государственно-частного партнерства, в том числе в сферах инноваций и инвестиций. Для этого:

Совету Министров Республики Беларусь до 1 января 2012 г.:

9.1. создать необходимые нормативно-правовые и организационно-методологические условия для:

* развития рынка научно-технологических услуг, в том числе и для включения в хозяйственный оборот результатов исследований и разработок, созданных за счет бюджетных средств;
* интеграции субъектов предпринимательской деятельности в состав национальной инновационной системы посредством формирования устойчивых и долгосрочных взаимоотношений между научно-исследовательскими учреждениями, учреждениями высшей школы и частными компаниями по вопросам трансфера технологий и коммерциализации исследований и разработок;

9.2. предоставить возможность участия субъектов предпринимательской деятельности частной формы собственности в реализации государственных научно-технических программ и инновационных проектов;

9.3. обеспечить создание и функционирование многоуровневой системы обучения работников субъектов предпринимательской деятельности, в том числе и за счет бюджетных средств, по вопросам маркетинга инноваций, проектного менеджмента, коммерциализации результатов исследований и разработок, ведения инновационной деятельности;

9.4. совместно с Национальной академией наук, облисполкомами и Минским горисполкомом создать в каждой области и г.Минске не менее одного научно-технологического парка для последующего использования в качестве моделей организации предпринимательской деятельности, консультирования, демонстрации возможностей инновационного предпринимательства и обмена опытом практической реализации проектов и коммерциализации результатов исследований и разработок;

9.5. В целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности и активной реализации механизмов частно-государственного партнерства: обеспечить предоставление учебным учреждениям высшего и послевузовского образования государственной формы собственности право создания хозяйственных обществ с участием иных инвесторов, работников данных учреждений;

9.6. Расширить практику использования механизмов производственной кооперации (субконтрактации) крупных субъектов хозяйствования с субъектами малого и среднего предпринимательства для выполнения заказов на поставку (изготовление) продукции, выполнение работ, оказание услуг в целях оптимизации производственных ресурсов, обеспечения гибкости производства к изменению спроса и максимальной загрузки производственных мощностей, расширению участия в международном разделении труда.

Создать в Республике Беларусь комплексную систему информационного обеспечения предпринимательской деятельности на основе использования современных информационных технологий. Для этого:

10. Совету Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь обеспечивать в государственных средствах массовой информации формирование позитивного имиджа предпринимательской деятельности, ответственности предпринимателей, стимулирование указанной деятельности в сферах производства товаров, работ, услуг.

11. Установить, что нормативные правовые акты, необходимые для реализации настоящей Директивы, подлежат принятию и (или) внесению в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь в течение 2011–2012 годов, если иное не установлено в Директиве либо ею не установлены нормы прямого действия, подлежащие непосредственному применению с 1 января 2011 года.

Совету Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом в двухмесячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации положений настоящей Директивы с указанием исполнителей и сроков выполнения.

Государственным органам и иным государственным организациям обеспечивать соблюдение норм настоящей Директивы при подготовке проектов нормативных правовых актов.

12. Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому ежегодно при формировании соответствующих бюджетов на очередной финансовый год предусматривать выделение средств на финансирование мероприятий по реализации положений настоящей Директивы.

13. Контроль за выполнением настоящей Директивы возложить на Совет Министров Республики Беларусь и Комитет государственного контроля.

Учитывая важность роли развития предпринимательства в социально-экономическом развитии страны, обращаюсь ко всем органам государственного управления, Советам депутатов всех уровней, общественным объединениям и гражданам с просьбой оказывать активное содействие в реализации положений данной Директивы.

Только совместно предпринимаемые усилия, проявление инициативы и ответственное отношение к своему делу позволят обеспечить динамичное продвижение независимой Беларуси по пути экономического и социального прогресса к построению сильного, процветающего государства.

По материалам: interfax.by