Либерализация — без комментариев

Предоставление концерну «Беллесбумпром» права управлять частным холдингом «Пинскдрев» — не первая инициатива властей, которая противоречит затеянной ими же либерализации. Пока одни чиновники бьются над реализацией директивы № 4 и улучшением делового климата, другие выдают идеи, которые, наоборот, ухудшают условия ведения бизнеса. Одно из таких предложений было инициировано Верховным судом Беларуси.

В начале 2011 года Национальный центр законодательства и правовых исследований Беларуси разослал разным организациям и органам власти предложения Верховного суда «по корректировке законодательства, направленные на усиление защиты прав граждан при исполнении исполнительных документов».

Как рассказал председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин, Верховный суд предложил «при образовании коммерческих организаций независимо от форм собственности предусматривать обязательное создание наряду с основным фондом специального фонда для компенсации возможных рисков, связанных с их деятельностью. Формирование такого фонда может быть предусмотрено и для ИП. По мнению суда, создание такого фонда позволило бы минимизировать возможные негативные последствия деятельности коммерческих организаций и ИП».

С одной стороны, Верховный суд вроде бы придерживается благих целей. Но представители делового сообщества не видят в идее ничего хорошего для бизнеса.

«То есть сейчас каждому предлагается омертвить сотни миллиардов рублей, чтобы иметь некий запас, и если что-то случится — снять эти деньги. Мне кажется, это какая-то чушь с точки зрения экономики особенно в условиях нехватки оборотных средств. Да и какое дело до всего этого Верховному суду? Пусть он законы исполняет, добивается исполнения судебных решений», — считает Карягин.

По мнению экономиста Ярослава Романчука, «Верховный суд сам не понимает, что предложил. Последствия такого рода документов могут обернуться катастрофой для бизнеса».

По его словам, в случае принятия предложения Верховного суда около 230 тысяч ИП и 100 тысяч коммерческих организаций получат приказ создать специальный фонд. Счет для перечисления средств будет открыт в одном из государственных белорусских банков, который получит бесплатные ресурсы для поддержки своей деятельности.

Чем больше компания, тем успешнее она работает, тем больше она должна будет отчислять государству на нейтрализацию потенциальных рисков. При этом Романчук полагает, что данное предложение повлечет за собой усиление дискриминации в отношении частного бизнеса.

«Роль уравнителей богатства и дохода будут выполнять чиновники. Именно им будет поручено определять, какой объем ресурсов «замораживать» для отдельных компаний или секторов экономики. И для частного бизнеса могут быть установлены более высокие нормы отчислений», — отмечает Романчук.

Такие предложения продолжают поступать от различных министерств и ведомств и иногда проходят мимо бизнес-сообщества и его экспертизы, заявляет Карягин. Между тем, как отмечают эксперты, до сих пор не решены многие вопросы по выравниванию конкуренции между субъектами хозяйствования государственной и частной форм собственности.

«Например, средняя ставка по кредитам в рублях, по данным Нацбанка за 2010 год, сложилась на уровне 8,4%. Но найдите, кто из предпринимателей получал кредит по столь низкой ставке? Если банк кредитует госпредприятия под 5%, то в результате перекрестного субсидирования кредиты для малого бизнеса оказываются намного дороже», — подчеркивает Романчук

По словам председателя Белорусского союза предпринимателей Александра Калинина, много проблем у бизнеса с бюджетоемкими отраслями.

«В здравоохранении через ценовое регулирование не дают развиваться частному капиталу. В сфере образования работники госаппарата уже инициировали вопрос об ограничении количества принимаемых частными вузами студентов-заочников. О каком развитии предприимчивости и реализации директивы № 4 можно говорить?».

Бизнес намерен пресекать все предложения, инициированные сотрудниками госаппарата, которые противоречат директиве. Заодно добиться нужного эффекта от реализации самой директивы. Одним из таких механизмов станет Национальная платформа бизнеса-2011.

Как подчеркивают представители бизнес-сообщества, директива отчасти состоит из предложения платформы бизнеса-2010.

«Директива — это платформа для создания благоприятного делового климата в стране. В то же время проект Национальной платформы бизнеса-2011 разработан таким образом, чтобы все эти процессы давали максимальный эффект», — подчеркивает Карягин.

По мнению бизнеса, формирование национальных платформ и обсуждение предложений с властями, по сути, и дало толчок либерализации. Карягин считает, что платформы позволили организовать эффективный диалог с органами власти.

«Сколько было слюней и слез в прошлом году по поводу повышающего коэффициента «3» на аренду офисов и помещений. Представители бизнеса добились изменений. В итоге сегодня бизнес экономит миллионы долларов. А сколько лет бизнес плакал, что несправедливо у тех же строителей отбирали 13,5% в так называемый инновационный фонд. С этого года правительство отменило принудительные фонды. Так кому надо доказывать, что диалог бизнеса и власти эффективен!»

Ярослав Романчук, в свою очередь, напомнил, что каждая национальная платформа бизнеса заканчивалась принятием властями конкретных решений. Реализация Национальной платформы бизнеса-2010 позволила бизнесу сэкономить порядка 200 млн. долларов. По материалам: ******.by