Среди восточнославянских государств Беларусь является страной-лидером, которая быстро догоняет Запад. Беларусь является последним (или первым?) форпостом здорового хозяйствования, страной, в которой отставшая советская модель на самом деле была реформирована и вписана в контекст современной части Европы.
Три года назад в Беларуси, пострадавшей от «газовой атаки» побратимов по Союзному государству, во многом вынужденно начались либеральные преобразования. Теперь Минск демонстрирует — строить современную рыночную экономику он умеет не хуже, чем государственный социализм.
В рейтинге Doing Business («Делаем бизнес») за 2010 год, который публикует Мировой Банк, Беларусь заняла 58-е место (в 2006-м — 129-е), обогнав Китай, Польшу, Испанию и ряд других зажиточных и динамичных государств.
Создается впечатление, что Беларусь, пройдя в 1991-1994 гг. эпоху турбуленции, избрав президентом молодого Лукашенко — вернулась к строительству «социализма с человеческим лицом» (конечно, в гораздо более тяжелых условиях, нежели СССР при Горбачеве) и завершила этот этап, причем в силу внешних факторов ускоренно. Теперь Минск довольно успешно демонстрирует, что «умеет делать бизнес».
Даже у традиционно прозападной части киевской элиты начал смещаться «прицел» в оценках белорусской ситуации.
Структура промышленности РБ вызывает здоровую зависть у любого экономиста — настолько она сбалансирована и ориентирована на внутренний рынок: пищевая промышленность — 17%, топливная (моторные топлива и смазочные масла) — 17%, химическая и нефтехимическая (минудобрения, лаки, краски, автомобильные и тракторные шины) — 11%, легкая — 3,2%, заготовка иобработка древесины — 2,6%.
При этом — черная металлургия составила 3,7%, строительные материалы — 3,9%, машиностроение и металлообработка — 19% (половина выпуская — грузовики, вагоны и сельхозтехника), 6,9% — производство электро- и теплоэнергии. На оборонные нужды, предположительно, отводится около 19% от общего объема выпуска промышленной продукции.
В кризисные для мирового рынка периоды именно такая структура наиболее устойчива. Важно и то, что в Беларуси созданы сбалансированные межотраслевые цепочки — в первую очередь, это сельское хозяйство/минудобрения/пищевая промышленность, высокоразвитый АПК Беларуси полностью покрывает нужды промышленности в сырье. Такие цепочки существуют и в других основных отраслях экономики, это плод целенаправленной государственной политики.
По мнению экономистов, потребительский комплекс Беларуси производит практически все товары и услуги, необходимые для повседневной жизни человека. Но отчасти такой эффект достигнут благодаря т.н. «скрытому полуизоляционизму». Хотя и он объясняется скромными валютными резервами — фактически, валюта расходуется на новое оборудование и, конечно же, энергоносители.
При этом активной приватизации Беларусь не проводит — продали несколько банков да три пивоваренных завода. Крупному системному инвестору могут пойти и на уступки, если он согласен с рядом условий (сохранение социальной инфраструктуры и специализации предприятия), зато открывать новые предприятия гораздо легче, чего и добивается власть. Тем более, что по скорости регистрации иностранно компании в нынешнем году Беларусь на третьем месте после Канады и Грузии (7 дней).
Правительство стимулирует местного и иностранного инвестора и налоговой либерализацией.
За последнее время в страну пришли такие бренды в сфере гостиничного бизнеса и строительства крупных объектов, как Radisson, Kempinski, Hyatt. Льготные условия налогообложения действуют в СЭЗ (а это малые города с населением менее 50 тыс.) и парках высоких технологий — например, фирмы с иностранным капиталом пять лет не платят налог на прибыль, а затем платят лишь половину.
Радикализмом в Минске и сейчас не страдают — подоходный налог (ранее существовал в рамках 9-30%) унифицирован со ставкой 12%, со следующего года налог на прибыль для предприятий уменьшен на 2-4% (до 24%), разве что на 50% снижена ставка налогообложения дивидендов для юрлиц. Принят новый налоговый кодекс.
За 2007-2009 гг. в страну пришло 21,2 млрд. долл. зарубежных инвестиций, что в три раза больше, чем в 2004-2005 гг. Основные инвесторы — Россия и Швейцария, растет доля США и стран Прибалтики. Главные направления — автомобилестроение, машиностроение, производство дизельных двигателей.
Относительно слабым местом экономики Беларуси является наличие производств, мощность которых резко превышает внутренние потребности («МАЗ», «БелАЗ», «Беларус»), но к чести правительства, оно все эти годы сбивает ноги ради сбыта этой техники, и более-менее с этой задачей справляется. Слабость состоит в том, что через этот канал на Минск можно давить — Лукашенко не может позволить себе потери тысяч рабочих мест, а главное — инженерного потенциала. Другой аспект уязвимости — почти четверть производства республики напрямую зависит от поставок импортных энергоносителей.
Тревожно, когда кликуши, надо думать, те же, которые заказывали фильмы вроде «Крестного батьки», «вдруг» получившие прайм-тайм на ведущих российских каналах?, вещали о «паразитирующей» Беларуси, которая тут же якобы «умрет», потеряв преференции по импорту российского газа. Лучшим ответом этим кликушам служат 1860 предприятий, созданных с российскими инвестициями…
Долгое время Минск выменивал нефть и газ на продукцию промышленного производства, но потом бурный рост цен на энергоносители в 2004-2008 гг. обессмыслил эту схему. Россия требует оплату в американских дензнаках или включения прибыльных активов. Москва проводит жесткую линию на защиту своих национальных интересов, интересов российского правящего класса — и тут упрекнуть ее не в чем. Правда, в таком случае довольно странно выглядит повышенный эмоциональный тон Кремля в обсуждении «белорусской проблемы» — раз имперская, объединительная риторика Россией отброшена, то чего, кроме защиты собственных национальных интересов, интересов белорусского большинства, которому президентство Лукашенко принесло стабильность и благосостояние, можно ожидать от Минска.
По материалам: Newsland.ru