Ускорение роста ВВП за счет внутреннего спроса
В 1 кв. 2010 г. рост ВВП на уровне 4.0% г/г со стороны спроса был обеспечен двумя компонентами: чистым экспортом и потреблением домашних хозяйств. Их вклад в рост ВВП составил 3.2 и 2.9 процентного пункта, тогда как вклад прочих компонентов был отрицательный. Величина отрицательного чистого экспорта (внешнего дефицита) сократилась в 1 кв. на 20.8% г/г, обеспечив соответствующий положительный вклад в динамику ВВП.
Однако в дальнейшем, вероятно, некоторое ослабление данной тенденции. Во-первых, данное снижение имело место на фоне базы 1 кв. 2009 г. – периода, когда результаты торговли был одними из наихудших. Во-вторых, на величину торгового баланса оказало существенное влияние снижение импорта сырой нефти в первые месяцы года, вследствие переговоров о новых механизмах ее поставки. В-третьих, правительство активно стимулирует внутренний спрос, что приводит и к более высокому спросу на импорт. Мы предполагаем, что эта особенность экономической политики сохранится и даже существенно усилится во втором полугодии 2010 г. Поэтому внутренний спрос станет основным компонентом, обеспечивающим рост в структуре совокупного спроса, тогда как снижение внешнего дефицита будет достаточно скромным (по сравнению с другими странами, которые имели высокий торговый дефицит). Величина, на которую снизится внешний дефицит, во многом будет зависеть от того, насколько изменится эластичность импорта по внутреннему спросу. В структуре внутреннего спроса мы ожидаем ряд изменений
во втором полугодии 2010 г. За счет дальнейшего увеличения инвестиционных банковских кредитов и привлечения иностранных инвестиций основным источником дальнейшего ускорения роста, вероятно, станет валовое накопление основного капитала. По нашим оценкам, по итогам года валовое накопление основного капитала вырастет на 15.6% г/г. Однако стоит отметить, что для «перевода экономики на такую траекторию», экономическим властям необходимо обеспечить доступ к соответствующему объему источников финансирования инвестиций.
Рост реальной заработной платы по итогам 2010 г., по нашим оценкам, составит 12.8% г/г (однако он может быть выше за счет более активного использования административных мер). В этом случае потребление домашних хозяйств вырастет в текущем году на 4.0%. Восстановление ряда экспортных рынков обусловит рост экспорта товаров и услуг в реальном выражении около 20%. Вместе с тем, в случае отсутствия структурных сдвигов в эластичности импорта по внутреннему спросу, импорт товаров и услуг вырастет в реальном выражении на 12%. В этом случае величина отрицательного чистого экспорта в 2010 г. сократится на 18.5%. Кроме того, если правительство воздержится от установления завышенных заданий по объему выпуска в основных отраслях экономики, то по итогам года мы ожидаем довольно существенного снижения запасов материальных оборотных средств. Во-первых, это станет результатом некоторого восстановления экспортных рынков, что даст возможность сократить запасы готовой продукции, накопленные в 2009 г. Во-вторых, рост цен на энергоносители будет создавать стимулы для предприятий ограничивать свои производственные запасы.
Таким образом, по нашим оценкам, рост ВВП по итогам 2010 г. составит 10.2%. В качестве основного инструмента, который позволит достичь столь высоких темпов роста, мы рассматриваем монетарные стимулы, которые в свете установленных задач вынужден предоставлять Национальный банк. В 2011 г. мы ожидаем постепенного ослабления монетарных и фискальных стимулов, то выразится в замедлении темпов роста внутреннего спроса. Кроме того, в 2011 г. наши ожидания относительного роста экспорта товаров и услуг достаточно низки, тогда как спрос на импорт, вероятно, будет продолжать расти. В этом случае в 2011 г. темп роста ВВП, по нашим оценкам, составит 5.7%.
Возрастание инфляционных рисков
В денежно-кредитной сфере наш краткосрочный прогноз опирается на ряд допущений. Мы полагаем, что экономические власти рассматривают внешние заимствования как своего рода балансирующий инструмент, который позволяет на данном этапе смягчать основные негативные тенденции в экономике. С этой позиции, мы предполагаем, что экономические власти будут осуществлять внешние заимствования в объеме, необходимом для некоторого увеличения международных резервных активов, несмотря
на высокий уровень текущего дефицита. Относительно стабильная структура источников формирования денежного предложения НББ является довольно важным фактором для денежного рынка, который влияет на поведение домашних хозяйств и предприятий. Предположение об относительно стабильном уровне международных резервных активов позволяет нам использовать предполагать отсутствие шоков в спросе на деньги и финансовые активы со стороны экономических агентов в рамках рассматриваемого периода. Кроме того, поскольку подверженность банков рискам достаточно высока, мы предполагаем, что склонность банков к кредитования также неизменна в рассматриваемом периоде. Эти соображения позволяют использовать предположение о стабильности денежных мультипликаторов в рамках рассматриваемого периода. Таким образом, ключевым фактором в уровне денежного предложения становится уровень предложения денег со стороны НББ.
Мы предполагаем, что для обеспечения источников финансирования инвестиций НББ будет продолжать экспансионистскую денежно-кредитную политику в 2010 г. Рост предложения денег будет обеспечен, по нашим предположениям, за счет роста чистых иностранных активов НББ на 6% и роста требований к банкам на 30% (в случае недостатка других источников финансирования инвестиций в экономике кроме банков, рефинансирование банков может возрасти). Это обеспечит рост денежной базы на 52% в 2010 г, что выразится в росте требований банков к реальному сектору около 40%.
Инфляция: Активная кредитная поддержка экономики, направленная на стимулирование роста внутреннего спроса, будет способствовать нарастанию инфляционного давления в 2010 г. и может привести к скачку инфляции в 2011 г. На наш взгляд, инфляционные риски на данном этапе довольно велики для национальной экономики. По нашим оценкам, текущая экономическая политика может выразится в среднегодовом уровне инфляции около 12% в 2010 г. и около 20% в 2011 г.
Обменный курс: В 2010 г. мы предполагаем, что стоимость белорусского рубля по отношению к корзине иностранных валют не выйдет за пределы установленного НББ коридора в 10%. Вместе с тем, вследствие давления внутреннем валютном рынке, мы предполагаем, что национальная валюта достигнет к концу года верхней планки установленного коридора и стоимость валютной корзины составит около BYR 1133. В этом случае, стоимость белорусского рубля по отношению к основным валютам будет в полной мере определяться тенденциями на мировом валютном рынке. В соответствии с нашими оценками, курс EUR/USD на конец года составит около 1.3, а стоимость российской бивалютной корзины около RUB 34. Это обусловит следующие обменные курсы белорусского рубля на конец года: к доллару США – 3150, к евро – 4095, к российскому рублю – 105.2. Сохранение обменного курса в рамках заданного коридора обусловит необходимость профинансировать большой объем дефицита текущего счета. В случае, если правительство сможет привлечь новые займы и финансировать дефицит и в 2011 г., мы предполагаем, что обменный курс к доллару США на конец 2011 г. будет находиться в районе BYR 3300. Вместе с тем, если доступ к новым займам государства и частного сектора будет затруднен, это может обусловить более гибкую политику обменного курса. Кроме того, в случае реализации инфляционных рисков, ослабления национальной валюты может стать необходимым шагом для того, чтобы избежать существенного укрепления ее реального эффективного обменного курса.
Растущее давление на фискальную политику
Консолидированный бюджет Беларуси в 2010 г., предположительно, будет выполнен с дефицитом около 3% от ВВП (для сравнения в 2009 г. дефицит по новой бюджетной классификации составил 1.8% от ВВП), при том что изначально Министерство финансов на 2010 г. планировало бюджет с дефицитом 1.5% от ВВП. Дополнительное давление на государственные финансы оказывают ухудшившиеся условия нефтепереработки в Беларуси. Доходы консолидированного бюджета ожидаются по итогам 2010 г. на уровне 32.2% от ВВП, что на 1.9 ниже уровня прошлого года. Падение доходов связано с сокращением поступлений от налогов на внешнеэкономическую деятельность вслед за отменой с февраля 2010 г. экспортных пошлин на нефтепродукты. Упрощение налоговой системы не должно существенно сказаться на доходах бюджета. Снижение поступлений вследствие отмены сбора в поддержку сельхозпроизводителей и местных налогов в размере около 1.5% от ВВП будет компенсировано ростом налоговых доходов от НДС (предположительно на 1.0% от ВВП) вследствие выросшей ставки и налога на прибыль (на 0.5% от ВВП), что связано с улучшением общей экономической конъюнктуры.
Расходы консолидированного бюджета за 2010 г. прогнозируются на уровне 35.2% от ВВП, что на 0.7% от ВВП ниже уровня 2009 г. В первую очередь сокращение должно затронуть капитальные расходы и чистое кредитование, которые в сумме могут быть сокращены примерно на 1% от ВВП как результат уменьшения масштабов антикризисных мер правительства. Существенное снижение расходов бюджета должно произойти за счет отмены субсидий поставщикам нефти. Однако ожидается, что оно не отразится на общем объеме расходов бюджета на субсидии и трансферты, так как правительство будет стремиться поддержать реальный сектор экономики по политическим причинам, стимулируя экономический рост, превышающий 10% г/г. Еще одним важным социальным показателем является уровень заработной платы, и желание приблизиться к целевому показателю в 500 долларов США (на конец 2010 г. предполагаем 400 долларов США) должно привести к росту расходов бюджета на заработные платы и социальное страхование.
Дефицит бюджета в 3.0% от ВВП или BYR 4.8 трлн может быть легко профинансирован за счет доходов от приватизации или внешнего заимствования, например, в форме Еврооблигаций. Планы правительства включают их выпуск на сумму до USD 1 млрд в 2010 г. Основным риском в фискальном секторе является политическая составляющая и опасность популистской экономической политики в секторе госфинансов. Однако предположенных в данном прогнозе расходов должно быть достаточно для обеспечения необходимых политических целей. На 2011 г. мы прогнозируем снижение дефицита бюджета до уровня 1.8% от ВВП из-за необходимости сдерживать инфляционное давление.
По материалам: Исследовательский центр ИПМ