Минфин и МНС Беларуси выпустили разъяснение по вопросам составления актов выполненных работ и услуг. В очередной раз с благодушной улыбкой на лице чиновники преподнесли бизнесу «фигу в кармане».
Основанием для написания разъяснения «Об актах выполненных работ, оказанных услуг» послужили многочисленные обращения субъектов хозяйствования, которые старались минимизировать свои расходы в части бухгалтерского оформления хозяйственных операций. Например, перед средствами массовой информации давно, вернее неоднократно, вставал вопрос о том, так ли необходимо составлять по каждому факту реализации услуги акт об оказанных рекламных услугах.
С одной стороны, действующее законодательство вообще не содержит требований о составлении таких актов, тем более что услуги в отличие от результата выполненных работ, не имеют материального выражения. Они реализуются и потребляются в процессе осуществления деятельности по оказанию соответствующих услуг (ч.2. ст.30 НК РБ).
С другой стороны, налоговые органы подходили к этому вопросу по-своему и не только наказывали субъекты хозяйствования (их должностных лиц) за отсутствие актов, но также со ссылкой на ст.9 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» требовали, чтобы все акты были подписаны заказчиками.
В результате те же СМИ, специализирующиеся на массовом размещении рекламных объявлений, вынуждены были ежемесячно печатать и рассылать заказной корреспонденцией своим заказчикам сотни или даже тысячи писем с вложенными в них актами. При этом если включить немного логику, то становится понятным, что при такой массовой рассылке актов оказанных услуг сам продавец этих услуг не имел ни средств, ни полномочий, чтобы обеспечить подписание каждым заказчиком высланного в его адрес акта. Похожие проблемы возникали у предприятий, оказывающих услуги в области связи, сдающих имущество в аренду, лизинг и т.д.
Разразившийся в 2008 году финансовый кризис заставил многие субъекты хозяйствования оптимизировать свои расходы. Некоторые предприятия на свой страх и риск стали либо отказываться от актов, либо высылать эти акты электронной почтой, а также путем предоставления ссылки в сети интернет. Одновременно, чтобы легализовать соответствующую вполне законную практику, эти предприятия отправили в Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам Беларуси запросы, обосновывающие правомерность и необходимость существования соответствующей практики.
Ответов на свои запросы многие предприятия так и не дождались, так как, по словам соответствующих должностных лиц министерств, в связи с массовостью этих обращений Совмин дал поручение Минфину и налоговикам подготовить общее разъяснение (посмотреть разъяснение можно тут) законодательства по поставленным вопросам. Чиновники над разъяснением думали около полугода. При этом в духе объявленной либерализации они активно интересовались мнениями заинтересованных субъектов хозяйствования о подготовленном проекте разъяснения. И этот проект действительно сулил соответствующему бизнесу реальную либерализацию в вопросах толкования действующего бухгалтерского законодательства, фактически избавляя организации от никому не нужной бумажной возни.
Однако разъяснение Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь №15-5/840/2-1-9/324 «Об актах выполненных работ, оказанных услуг» оказалось далеко не таким, каким его ожидал увидеть заинтересованный бизнес, а значительно подкорректированным.
Согласно документу, «несоставление актов может иметь место только в некоторых сферах экономической деятельности, таких как услуги связи, аренда, лизинг, прокат, рекламные и другие услуги, при оказании которых заключаются однотипные договора, в том числе относимые Гражданским кодексом Республики Беларусь к категории публичных». Также, по мнению указанных министерств, в случаях, когда стороны договорились не составлять акт, «в договоре между заказчиком и исполнителем должен быть указан способ, которым исполнитель информирует заказчика об исполнении работы (оказании услуги)». Соответствующее уведомление, по мнению налоговиков и государственных финансистов, «может быть направлено заказчику по электронной почте, факсимильной связи и другими способами».
Согласно документу, «основанием для отражения на счетах бухгалтерского учета и принятия к налоговому учету, а также вычета суммы НДС, по работам и услугам, оказанным без составления актов, являются договора (в том числе включающие графики арендных (лизинговых) платежей) в совокупности со счетами на оплату и иными аналогичными документами».
Все указанное выше, в принципе, вполне позитивные моменты, дающие возможность соответствующему бизнесу минимизировать свои затраты без угрозы наложения на них штрафных санкций.
Следует отметить, что разработчики документа оказались людьми в определенной степени прогрессивными, знакомыми с компьютером, интернетом и электронной почтой. В результате в документ попал еще один довольно прогрессивный абзац, который вроде как легализовал существующую у некоторых организаций практику.
Так, согласно абзацу 7 разъяснения, «документы, служащие основанием для подтверждения факта выполнения работ оказания услуг, а также для вычета сумм НДС, могут быть как на бумажном носителе информации, так и в электронном виде. Способ передачи документа не является определяющим. Передача таких документов возможна лично, по почте, по факсу, по электронной почте путем предоставления ссылки в сети интернет или направления по E-mail почте».
На этой позитивной ноте хотелось бы и закончить, но… Белорусские чиновники не смогли бы с честью нести по жизни свое «гордое» звание, если бы, как обычно, не добавили в бочку меда либерализации хорошую ложку дегтя. Согласно документу, указанный выше порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете хозяйственных операций по выполнению работ (оказанию услуг) следует применять при совершении хозяйственных операций, «имеющих незначительную стоимость (до 2 миллионов рублей) по сделке с одним лицом в течение календарного месяца».
Из какой параллельной вселенной чиновники вытащили это требование, которого не было в проекте документа, совершенно не понятно. Действующие законодательства о бухгалтерском и налоговом учете не содержат и в принципе не могут содержать нормы, которые бы предъявляли разные требования к ведению бухгалтерского учета в зависимости от суммы хозяйственной операции. Это просто нонсенс, поскольку противоречит главным принципам бухгалтерского учета: полнота, достоверность, единообразие. Если указанный в разъяснении порядок ведения бухгалтерского учета соответствует этим принципам, он может и должен применяться ко всем хозяйственным операциям. Если этот порядок не обеспечивает, например, полноты бухгалтерского учета, то этот порядок не должен применяться, даже если цена соответствующей хозяйственной операции 1 рубль. К этому можно было бы также добавить, что разъяснение, которым является указанный документ, не является нормативно-правовым актом и не может вводить какие-то новые правила, а может только давать разъяснения по уже существующим. Но этот аргумент так часто упоминался оппонентами различных министерских разъяснений, что у чиновников к нему выработался уже стойкий иммунитет.
И что мы имеем в результате? А имеем мы еще один «шедевр» от чиновников в духе знаменитого, ставшего уже нарицательным постановления №991, противоречащий не только действующему законодательству, но и здравому смыслу, логике, не говоря уже об объявленном курсе на либерализацию. И с этим чиновники хотят развивать деловую инициативу в стране и привлекать инвестиции? Блажен, кто верует. Вопрос лишь в том, нужно ли Беларуси блаженное правительство?
По материалам: ej.by, Александр Сацук