Производство
— Весь упор делается на имеющийся потенциал производства продукции (научно-технический уровень, свободные производственные мощности).
— Необоснованные (как правило, ускоренные) сроки реализации проекта, не учитывающие возможности реального выполнения.
Финансы
— Слабая экономическая проработка.
— Не прорабатывается вопрос возможных льгот (в том числе налоговых).
— При финансовых расчетах упускают НДС, местные налоги, возможные акцизные сборы.
— Низкая рентабельность и долгие сроки окупаемости проектов.
— Необоснованные прогнозы, не подкрепленные исследованиями, расчетами, пояснениями того, как вы пришли к этим цифрам.
— Не учитывается сезонность при расчете объемов продаж, определении уровня оборотных средств и т.д.
— Завышение конечной цены реализации продукции; занижение издержек, что приводит к формально хорошим финансово-экономическим показателям кредитного проекта.
— Неверная оценка различия в скорости оборота товаров и сроками погашения кредита (в расчет берется погашение кредита из разовой выручки за реализованную продукцию, что приводит к отсутствию оборотных средств).
Маркетинг
— Слабое знание рынка, его емкости, тенденций развития.
— Не изучены прямые (выпускающие идентичную продукцию) и косвенные конкуренты.
— Не выделены сегменты рынка, не определена целевая аудитория; утверждается, что клиенты – все жители региона.
— Низкое качество проведенных маркетинговых исследований.
— Непроработанность системы сбыта продукции, доведение ее до покупателя, бездоказательность или безосновательность приводимых оценок возможного сбыта продукции.
— Прогнозирование большого количества клиентов с первых месяцев работы.
— Отсутствует описание товара как средства решения проблем клиентов (не показано, как товар может удовлетворять потребности клиентов).
— Недостаточное обоснование конкурентоспособности продукции.
Юридические аспекты
— Недостаточное внимание к вопросам собственности (прежде всего интеллектуальной, земельной).
Возврат заемных средств
— Несоразмерность запросов ресурсов размеру предприятия или фирмы, величине уставного капитала, наличию собственных средств, имущества или других активов, опыту работы в рассматриваемой области, наличию квалифицированного штата работников.
— Недостаточность гарантий возврата средств инвесторам.
— Подчас отсутствует четкая схема возврата заемных средств (начало, этапы, суммы).
— Желание получить все средства в одном месте, у одного инвестора.
Целевая аудитория
— Составление единого плана для разных целевых аудиторий (инвесторов, кредиторов).
— Ориентация в основном на иностранных партнеров.
— Отсутствие проработанных альтернативных вариантов путей продвижения проекта (обращение только в один адрес).
— Не показана привлекательность проекта для потенциального партнера, инвестора.
— Не гибкий учет пожеланий потенциальных партнеров и инвесторов, не адекватная корректировка своих предложений.
Организация
— Недостаточная убедительно доказано, что за проектом стоит сплоченная команда профессионалов, партнеров, способных успешно реализовать проект.
— Не проработаны организационные вопросы реализации проекта.
Содержание и оформление
— Не учтены психологические факторы.
— Предоставление документов в неполном объеме (составе).
— Не оперативное предоставление дополнительных сведений, ответов на вопросы.
— Присутствуют грамматические ошибки.
— Частое повторение одних и тех же вопросов.
— Перегруженность терминами, употребление профессионального жаргона.
— Слишком большой объем, неумение быстро добраться до сути.
Учтите эти ошибки, чтобы понять, нуждается ли ваш план в дальнейшем совершенствовании. И, прежде чем представить ваш бизнес-план инвестору, позаботьтесь, что его просмотрели специалисты из разных отраслей (экономисты, маркетологи, юристы), которые смогут оценить ваш план непредвзято и внести свои корректировки.