В ежегодном рейтинге МФК и Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Business) за 2010 год прорыва не произошло — Беларусь расположилась на 68-м месте, несколько ухудшив результат прошлого года. В рейтинге присутствует 183 страны, и по индикатору «налогообложение» наша страна уже который год подряд замыкает рейтинг.
В оправдание такой незавидной позиции можно отметить, что «Налогообложение» — единственный индикатор, где учтены изменения, произошедшие с 1 января 2009 года по 1 января 2010 года. А именно с января нынешнего года в нашей стране произошли существенные изменения в сфере налогообложения, что положительно оценивают эксперты Всемирного банка, отмечая, что в следующем году Беларусь улучшит свои позиции. О том, почему налоговая система Беларуси кажется зарубежным экспертам такой сложной, какие изменения уже произошли и что изменится с 2011 года, в эфире TUT.BY рассказала начальник главного управления международного налогового сотрудничества Министерства по налогам и сборам Алла Сундукова.
Общаются ли представители Министерства по налогам и сборам Беларуси с зарубежными экспертами? Почему им кажется такой сложной наша налоговая система и почему они ее так оценивают?
Мы общаемся с нашими коллегами из Всемирного банка, из Международного валютного фонда, со всеми теми экспертами, которые оценивают нас. Общение на протяжении последних нескольких лет происходит ежегодно: к нам приезжают миссии, мы показываем им все выкладки и документы, они работают непосредственно и с налогоплательщиками, и с налоговыми инспекциями на местах. Во время такого общения зарубежные коллеги высказывают удивление и даже восхищение нашей налоговой дисциплиной, отсутствием неплатежей и качеством работы налогового инспектора с налогоплательщиками. Отмечают они и тот прогресс, который происходит каждый год в налоговом законодательстве. Но когда мы открыли очередной бюллетень за 2011 год, к сожалению, увидели, что те высказывания, которые они делали у нас буквально недавно, еще в сентябре этого года, не соответствуют тому месту в рейтинге, на котором мы оказались в области налогообложения.
То есть они сюда приезжают и все хвалят, а потом ставят нас на последние места?
Те высказывания, которые произносятся, не соответствуют этому результату, и ничто не указывает на то место, которое мы, к сожалению, заняли. Но как вы правильно отметили, рейтинг составляется с опозданием на два года. Не совсем расторопны международные чиновники, не совсем понятно, каким образом строится их работа. Понятно, что если инвестор или бизнесмен за рубежом посмотрит рейтинг «Ведение бизнеса-2011», — ведь только специалисты и эксперты знают, что он идет с опозданием на два года, — какое впечатление и представление о налоговой системе он сделает? Этим сведениям уже два года, и налоговая нагрузка, и количество платежей, которые указаны в рейтинге, уже на определенный процент отстают от тех цифр, которые существуют сейчас.
Действительно, с 2010 года в силу вступила Особенная часть Налогового кодекса, и ряд долгожданных изменений налоговой системы стал реальностью. Были отменены два оборотных и два малоэффективных налога, изменилось налогообложение прибыли: затраты для налогообложения теперь можно включать во все отраженные в бухучете расходы по производству и реализации продукции, отменено вызывавшее множество нареканий нормирование расходов на оплату труда, рекламу и маркетинговые услуги. В этом рейтинге все эти изменения еще не учтены. Будут ли они учтены в следующем году и изменят ли они существенно ситуацию?
Определенная их часть, конечно, будет учтена, потому что даже по законодательству 2010 года, указанная в рейтинге налоговая нагрузка в 80% уже не соответствует действительности на один оборотный налог, который «тянет» фактически на 18% из этих 80%. То количество платежей, которое нам поставили, не соответствует действительности, ведь уже ушли 12 платежей по оборотным налогам. Налог на прибыль плательщики стали уплачивать ежеквартально или ежемесячно – на собственное усмотрение.
Эти нюансы не учтены, как не учтено электронное декларирование, которое мы очень живо вводим и пропагандируем среди налогоплательщиков. Для того, чтобы плательщику меньше времени затрачивать на взаимоотношения и диалог с налоговой инспекцией, желательно, чтобы он общался в электронном виде. Кроме того, это существенно экономит время: плательщики у нас существуют по всей территории страны, а не только в крупных областных центрах, и им не придется выезжать в налоговую инспекцию. Мы считаем, что это прогрессивная тенденция, и электронное декларирование позволит нам фактически на порядок уменьшить тот показатель по количеству платежей, который существует сейчас по оценкам Всемирного банка.
Кроме того, электронное декларирование существует у наших партнеров по Таможенному союзу – в России и Казахстане. Там это декларирование закреплено законодательно. У нас пока такого законодательного закрепления нет, но мы работаем в этом направлении. На последнюю отчетную дату более 50% организаций, которые занимаются предпринимательской деятельностью, уже работают с налоговой инспекцией в электронном виде. Такого результата мы достигли меньше, чем за два года, и будем работать дальше в этом направлении.
В каком еще направлении вы будете работать в следующем году? Все страны стремятся продвинуться в рейтинге выше, и нам тоже нельзя останавливаться на достигнутом.
Основной акцент – это снижение налоговой нагрузки. Надо отметить, что новая редакция Налогового кодекса выйдет в свет 1 января 2011 года. Она была принята как никогда рано — мы благодарны за это парламенту и главе государства. На сегодняшний момент на сайте Министерства по налогам и сборам можно ознакомиться с той редакцией Налогового кодекса, который вступит в силу уже через два месяца. Плательщики уже в состоянии просмотреть свои сделки и контракты и отрегулировать все вопросы, которые их интересуют, задать их налоговой инспекции. Уже сейчас мы организуем семинары, которые проведем с плательщиками и налоговыми инспекторами для того, чтобы рассказать и уточнить нюансы, существующие в налоговом законодательстве.
Мы убрали практически все налоги, которые мешали бизнесу. С 1 января плательщики, которые занимаются предпринимательской деятельностью, будут выплачивать всего лишь шесть обычных налоговых платежей. Это абсолютный аналог законодательства других государств: по перечню налогов мы ставим знак равенства со странами ЕС и участниками Таможенного союза. В перечне налогов остались налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, недвижимость, экологию, земельный и социальный налог, который также входит в оценку Всемирного банка. Следует сказать, что из этих 80% налоговой нагрузки 38% составляют социальные платежи. Но это отдельный блок работы, по которому мы активно сотрудничаем с Министерством труда и социальной защиты. Налоговая нагрузка в рейтинге – это одна сторона медали, а с другой стороны, есть социальные гарантии населению и трудящимся, которые обеспечивает государство. К этому вопросу мы будем подходить очень внимательно, несмотря на такую большую налоговую нагрузку по социальным платежам. Всемирный банк не учел национальные нюансы законодательства по социальным платежам. В других государствах социальные платежи платятся и плательщиком, и нанимателем; у нас же только наниматель обеспечивает внесение в бюджет платежа, соответственно, на налоговую нагрузку нанимателя эта сумма и упала. Примерно такая же сумма социальных платежей существует и у наших соседей, но мы видим вопросы, которые возникли к Российской Федерации при их социальной системе. Поэтому к этому аспекту мы будем относиться очень внимательно и трепетно.
Мы приходим к налоговой нагрузке в районе 55-60%, к тому показателю, который существует в других государствах. Мы не берем те государства, которые занимаются добычей газа и нефти, островные государства, страны заливов – там вообще налоги практически отсутствуют, они связаны только с нефтяной деятельностью и таможенными платежами. Там отсутствует налог на добавленную стоимость, налог на прибыль в иной сфере, кроме нефтяной, нет подоходного налога – бюджет наполняется за счет другой категории платежей. Поэтому мы исходим из того, какова наша экономика, каковы потребности нашего бюджета, из тех социальных программ, которые у нас обеспечивает государство. Исходя из этого и строится налоговая система.
Сколько процентов от ВВП сейчас составляет налоговая нагрузка в Беларуси?
В районе 27%. В принципе, 27-30% без социальных платежей – это показатель нормальных европейских развитых стран, которые имеют точно такой же перечень платежей, что и мы.
Социальные платежи обычно учитываются?
В рейтинге Всемирного банка они учитываются. Но если учитывать и социальные платежи, то налоговая нагрузка к ВВП и в других государствах, и у нас увеличивается до 35-44%, и это, в принципе, нормально.
Будут ли какие-то изменения по уплате НДС в новом кодексе?
В новом кодексе такие изменения будут. Когда мы разрабатывали новый Налоговый кодекс, помимо уменьшения налоговой нагрузки преследовали еще и интересы поддержки инвесторов. У нас возникло такое понятие как инвестиционный вычет по налогам на добавленную стоимость. Все затраты, которые инвестор осуществляет в период строительства, реконструкции, модернизации производства, будут приниматься к налоговому вычету независимо от того, имеются обороты по реализации у организации или нет. Пока сдерживающим фактором является то, что вычеты принимаются в объеме оборотов по реализации. Но мы рассуждали в таком направлении: инвестор вкладывает деньги, приобретает товары на нашей территории, и стоимостью покупок он фактически возмещает собственнику налог на добавленную стоимость. Соответственно, ему нужно быстрее получать оборотные средства для того, чтобы в дальнейшем вкладывать их в производство. Поэтому было принято решение о том, чтобы ускорить возврат налога на добавленную стоимость плательщикам. Мы считаем, что это очень существенная подвижка; бюджет с учетом этого и рассчитывался. Средства будут возмещаться в течение года, равными долями по одной двенадцатой.
Какие-то еще изменения навстречу инвестору будут сделаны?
Конечно. Мы считаем, что годовая налоговая декларация по налогу на прибыль – это очень существенная подвижка. Этот последний шаг полностью поставил нас в равные условия с нашими соседями и партнерами по ЕС: годовая декларация, полное исключение нормирования затрат, которые мы относим на себестоимость для исчисления налога на прибыль, позволили нам в чем-то даже опередить все государства. В период кризиса мы просматривали изменения законодательства, которые произошли у ряда государств, и ряд затрат у них стал нормироваться – это, в первую очередь, командировочные, представительские расходы. Такая тенденция показывает инвесторам то, что государство выполняет свои обещания в части налогов. Соответственно, годовая декларация означает предоставление декларации всего лишь один раз в год и четыре авансовых платежа. Плательщики получают возможность планировать свой бизнес, распределять средства, у них появляется возможность не направлять свои оборотные средства на ежемесячные налоги, а планировать, исходя из того, что какие-то платежи должны вноситься ежеквартально. Кроме того, мы предоставили плательщику право выбора, каким образом вносить авансовые платежи. Есть два способа, которые отражает Налоговый кодекс – на основании деятельности предыдущего года или же уплата в качестве авансовых платежей 80% от предполагаемой суммы, если у предпринимателя идет снижение оборотов, по одной четвертой каждый квартал.
Беларусь активно развивает сотрудничество со многими зарубежными странами. К нам приходят инвесторы. Со всеми ли партнерами уже заключены соглашения об избежании двойного налогообложения?
У нас сейчас работает 60 соглашений об избежании двойного налогообложения с нашими основными экономическими партнерами, инвестиции которых приходят в нашу страну. Но мы пошли дальше: фактически, мы приветствуем наших инвесторов за рубежом, добиваясь того, чтобы они получали гарантированные налоговые права. Соглашение – это закон, который действует для двух государств, и мы всегда будем уверенны и спокойны за нашего инвестора, который организовывает производство за рубежом. Если возникают какие-то вопросы, инвестор может к нам обратиться, и на основании норм соглашения производится взаимосогласительная процедура с налоговой службой иностранного государства. Соглашение заключается на срок как минимум пять лет, соответственно, мы работаем не только на привлечение инвесторов по этому соглашению, но и гарантируем права нашим инвесторам за рубежом.
Как быстро заключается такое соглашение со страной?
Мы очень гибки в этом вопросе. Учитывая, что документ проходит два парламента – нашей страны и страны-партнера, — мы гарантируем, что в течение года это соглашение вступит в силу. Если в начале года мы проводим переговоры и подписываем соглашение, то не возникает никаких проблем в том, чтобы включить этот вопрос в график рассмотрения нашим парламентом. Эти вопросы у нас решаются очень быстро.
В Беларуси есть планы по переходу на единую ставку подоходного налога для всех плательщиков. Когда это будет возможным? Идет ли речь о снижении ставки для всех до уровня ставки, которая действует сейчас для физических лиц, то есть до 12%?
У нас сейчас, действительно, ставка для физических лиц составляет 12%. Это самая низкая ставка по сравнению с остальными странами, кроме Болгарии – там ставка составляет 10%. К сожалению, этот наш порыв не был принят во внимание: единственная категория граждан, которая платит 15%, — это предприниматели. На следующий год остается такое же соотношение. Поэтому переход всех на единую ставку в 12% — это даже не планы, а только прогнозы. Этот вопрос мы решаем путем налоговых вычетов: в следующем году плательщики получают возможность расширения налоговых вычетов для физических лиц. Мы работаем и по предпринимателям в этом направлении.
Пользователи нашего портала жалуются не столько на сложность и запутанность налоговой системы, сколько на высокие штрафы в случае малейших нарушений. Что делается в этой сфере?
Наверное, плательщики указывали не совсем на налоговые штрафы, а на штрафы в другой области, потому что наши налоговые штрафы – одни из самых низких в Европе. Наш штраф установлен законодательством в размере 20%, но всегда есть много оговорок, которые уменьшают эту цифру буквально в разы. Если плательщик сам обнаруживает ошибку, то этот штраф вообще не применяется. Если во время проверки были обнаружены какие-то неточности, и плательщик уплачивает налог до того, как налоговая инспекция вынесла решение, этот штраф уменьшается в два раза. Если сумма налоговых нарушений, которые были обнаружены в ходе проверки, меньше 1% от суммы налогов, которую выплачивает налогоплательщик, штраф также не применяется. Честно говоря, мы считаем, что штрафы у нас адекватные, но и здесь мы стараемся каким-то образом улучшить положение плательщика: штрафы не являются самоцелью, и мы понимаем, что это означает отвлечение оборотных средств.
Мы надеемся, что в ближайшее время у нас войдет в силу исключение ответственности за непредоставление налоговой декларации, если плательщик задержал ее на три дня, и исключение ответственности за неправильное ведение налогового учета. Я думаю, это отвечает интересам плательщиков, и мы решим все эти вопросы.
Мы надеемся, что все эти изменения, в первую очередь, будут хорошо восприняты нашими налогоплательщиками, и это им поможет в развитии бизнеса. Конечно, было бы неплохо, чтобы мы поднялись в рейтинге, но в первую очередь, необходимо, чтобы все эти изменения помогли экономике.
Мы будем работать и дальше в этом направлении.
По материалам: news.***.by