Налоговым учетом согласно ст. 62 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь признается осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством.
Налоговый учет ведется исключительно в целях налогообложения и осуществления налогового контроля.
Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
При этом ни в Налоговом кодексе Республики Беларусь (далее — НК), ни в иных нормативных правовых актах не содержится требований о том, что организации должны составлять две учетные политики: одну — для целей бухгалтерского учета, другую — для целей налогового учета.
Поэтому при составлении учетной политики для целей налогообложения необходимо понимать, что это не отдельный документ, а составная часть всей учетной политики организации, которая утверждается одним приказом руководителя. Следовательно, правильнее будет говорить о налоговом аспекте учетной политики, который отражается в ней как отдельный раздел.
Поскольку налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета, нет необходимости отражать в налоговом аспекте те моменты, которые уже отражены в положении по учетной политике и применимы для целей налогового учета.
Для целей бухгалтерского и налогового учета применяется единый метод определения выручки: «по оплате» либо «по отгрузке». Например, организация не вправе применять для целей бухгалтерского учета метод определения выручки «по отгрузке», а для налогового — «по оплате»; либо для налога на прибыль — «по отгрузке», а для НДС — «по оплате».
Иногда организации включают в налоговый аспект учетной политики правила (методы, способы), которые закреплены в законодательстве как единственно возможные и (или) обязательные для всех организаций. Например, указывают, что при определении прибыли от реализации приобретенных товаров отражаются затраты, приходящиеся на фактически реализованные товары.
Затраты, приходящиеся на фактически реализованные товары, определяются как разница между суммой затрат, сложившихся за отчетный месяц с учетом переходящих остатков на начало месяца, и суммой затрат, относящихся к остаткам товаров на конец отчетного месяца. Распределению на сумму затрат, приходящихся на фактически реализованные товары, и сумму затрат, относящихся к остаткам товаров на конец отчетного месяца, подлежат транспортные расходы (если транспортные расходы не включаются в цену приобретения товара) и проценты по кредитам, займам, включаемые в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).
Однако в этом нет необходимости. Такая норма закреплена в подп. 2.2 ст. 130 Особенной части НК. Поэтому независимо от наличия или отсутствия соответствующей записи в положении по учетной политике организация обязана будет выполнять требования законодательства.
В налоговом аспекте учетной политики необходимо отразить, прежде всего, те моменты, по которым законодательством плательщику предоставляется право выбора и (или) необходимость соответствующей записи в учетной политике установлена законодательством.
В соответствии с подп. 2.1 ст. 130 Особенной части НК затраты, производимые до начала осуществления деятельности организации по освоению новых производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы), отражаются в порядке, предусмотренном учетной политикой организации, но не ранее чем со дня начала осуществления соответственно деятельности организации, эксплуатации производств, цехов и агрегатов.
Подпунктом 2.2 ст. 141 Особенной части НК определено, что косвенные затраты (в том числе общепроизводственные, общехозяйственные расходы), которые на основании первичных учетных документов непосредственно не могут быть отнесены к той или иной операции, распределяются между операциями пропорционально сумме выручки, полученной по соответствующим операциям, или пропорционально иному критерию распределения, определенному согласно учетной политике организации, принятой для расчета себестоимости реализованной продукции (работ, услуг).
Таким образом, для целей исчисления налога на прибыль в учетной политике (ее налоговом аспекте) закрепляются:
— порядок отражения затрат, производимых до начала осуществления деятельности организации по освоению новых производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы);
— порядок распределения косвенных расходов.
К составлению учетной политики, в т.ч. к ее налоговому аспекту, следует подходить серьезно. Тем более что вопросы соответствия учетной политики нормам Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности», соблюдения ее плательщиком входят в компетенцию налоговых органов (п. 40, подп. 46.2 Инструкции о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденной Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.12.2003 N 124).
Кроме того, проверка соответствия принятой учетной политики требованиям законодательства и характеру деятельности организации, проверка полноты раскрытия избранных способов ведения бухгалтерского и налогового учетов, проверка наличия рабочего плана счетов и графика документооборота включены в перечень вопросов, подлежащих проверке в ходе обязательного аудита.
По материалам: И.М.КИНЦАК