Далеко не все грузы можно перевезти в кузове грузового автомобиля, в стандартном контейнере или на тентованном полуприцепе. Есть огромные и очень тяжелые грузы: элементы оборудования нефтеперерабатывающих заводов, станки, речные суда, которые нельзя транспортировать на стандартном транспорте.
В этом случае помогут негабаритные перевозки – специальный транспорт и специальные условия перевозки.
В России к негабаритным грузам относятся грузы, которые в высоту превышают 4 метра на транспортном средстве, 2,55 метра в ширину, 20 метров в длину. Кроме того груз может быть габаритным, но тяжеловесным, если его масса превышает 38 тонн.
Крупногабаритные и тяжеловесные грузы могут перевозиться только на основании специальных разрешений. Получать эти разрешения не требуется только для тяжеловесных автобусов и троллейбусов, которые ездят по установленному маршруту. С 1995 года владельцы или водители транспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы, в том числе и иностранцы, должны оплачивать ущерб дорожному покрытию и другим сооружениям от перевозки тяжеловесного груза. Отдельной статьей идут расходы на усиление дорожного покрытия, его обследование, сопровождение транспортных средств и прочее.
Негабаритные и тяжеловесные грузы нужно перевозить во время суток, когда интенсивность дорожного движения минимальна. Вне городов и населенных пунктов – только днем. Ночью или днем при большой интенсивности дорожного движения транспорт с негабаритным или тяжеловесным грузом должен сопровождаться автомобилем прикрытия и патрульным автомобилем ГАИ.
Груз должен сопровождать автомобиль ГАИ, если груз хотя бы немного «вылазит» на встречную полосу движения, если требуется реорганизация дорожного движение (например, задержка транспорта на перекрестке на время движения груза через перекресток), ширина грузового транспорта с негабаритным грузом превышает 4,0 метра, а длина превышает 30 метров.
Автомобиль сопровождения – автомобиль, оснащенный оранжевым или желтым проблесковым маячком. Он должен двигаться на расстоянии 10-20 метров впереди грузового транспортного средства с левой стороны так, чтобы габарит автомобиля сопровождения выходил за пределы габарита груза.
Чем возят негабаритные и тяжеловесные грузы.
Самый популярный транспорт – тралы, или низкорамные платформы. На таких тралах обычно осуществляют негабаритные перевозки военной техники, асфальтоукладчиков, экскаваторов, бульдозеров и т.д. Грузоподъемность такой платформы достигает 150 тонн. В низкорамных платформах применяется до 8 осей колес малого диаметра.
Более редкое в наших широтах явление – SPMT или самоходные модульные транспортеры. Обычно представляет собой дистанционно управляемую гидравлическую платформу с шестью или восемью колесами, с гидравлическим приводом, возможностью поворота каждого колеса на угол до 135 градусов и динамически регулируемым клиренсом благодаря пневматической подвеске. Такая платформа может везти нагрузку в 40 тонн и может комбинироваться в платформы любого размера и формы. Всеми модулями можно управлять одновременно или по отдельности. На таких наборных платформах перевозят грузы колоссальных размеров и массы, например нефтяные платформы, крупногабаритное заводское оборудование, суда и даже целые здания.