Перспективным шагом в разрешении проблемы теневой экономики стало принятие Президиумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь постановления
от 22.03.2005 N 11 «О рекомендациях по оценке первичных учетных документов для целей налогообложения», в соответствии с которым вывод об отсутствии у первичного учетного документа юридической силы может быть сделан, в частности, при наличии следующих обстоятельств:
документ составлен не по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, либо по форме, содержащейся в таких альбомах, но без обязательных реквизитов;
документ оформлен от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя, которые не зарегистрированы либо ликвидированы (прекратили деятельность) в установленном порядке;
документ передан его владельцем другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю для совершения хозяйственной операции в нарушение запрета, установленного законодательством;
документ выдан лицом, местонахождение которого не соответствует месту его государственной регистрации и (или) месту постановки на налоговый учет;
документ имеет неоговоренные исправления, следы уничтожения части текста, оттиски поддельных печатей или штампов и т.п.
Таким образом, для применения последствий нарушения налогового законодательства достаточно доказать недействительность первичных учетных документов и отсутствие факта осуществления конкретной хозяйственной операции. Однако постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь нормативными правовыми актами не являются.
Коренным образом изменило бы сложившуюся ситуацию своевременное внесение изменений в действующую редакцию статьи 9 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» в части установления прямого запрета на прием к оформлению первичных учетных документов по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей, на прием к учету не имеющих юридической силы (недействительных) первичных учетных документов, а также введение обязанности обязательной проверки поступающих в бухгалтерию первичных учетных документов по форме (полнота и правильность оформления документов, заполнения реквизитов) и по содержанию (законность документированных операций, взаимосвязь отдельных показателей), как это предусмотрено в пункте 2.17 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Министерством финансов СССР 29.07.1983 N 105.
Анализ проводимых проверок и расследуемых уголовных дел показывает, что значительная часть доходов граждан находится в теневом секторе, а также выведена за рубеж. Данное обстоятельство обусловлено обязательным принципом декларирования, наличием ответственности, а в первую очередь сокрытием доходов от налогообложения. С целью привлечения денежных средств граждан Республики Беларусь в экономику государства целесообразно рассмотреть вопрос о принятии законодательного акта, предусматривающего налоговую амнистию (в том числе и по счетам, открытым за рубежом (с учетом международного опыта)), при этом предусмотреть заявительный принцип декларирования с уплатой фиксированной ставки подоходного налога с заявленных сумм. Данная мера позволит гражданам законодательно легализовать имеющиеся у них денежные средства и распоряжаться ими внутри государства, а не выводить их за рубеж.
Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 16.12.2002 N 105 «О порядке исчисления с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сумм налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджет и наложения штрафов» установлен порядок исчисления с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сумм налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджет и наложения штрафов при установлении фактов выплаты (выдачи в натуральной форме) доходов без отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Однако, несмотря на работу, проводимую налоговыми органами по предотвращению фактов выплаты заработной платы «в конвертах», данные нарушения законодательства продолжают иметь место. В ходе проверок налоговых агентов по вопросу соблюдения налогового законодательства выявляются факты сокрытия или занижения субъектами хозяйствования и индивидуальными предпринимателями фонда заработной платы, выплаты ее «в конвертах» либо в размере ниже бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения.
Исходя из вышеизложенного, Указом Президента Республики Беларусь предлагается установить, что при обнаружении фактов выплаты (выдачи в натуральной форме) организациями и индивидуальными предпринимателями физическим лицам доходов без отражения в учете налоги, сборы (пошлины), обязательные страховые взносы и иные платежи в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь взыскиваются с лиц, выплативших такие доходы физическим лицам. Кроме того, такая выплата (выдача в натуральной форме) должна влечь за собой включение таких сумм в целях налогообложения в состав доходов от внереализационных мероприятий и увеличение валовой выручки (валового дохода) при применении организациями и индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения. Факт выплаты (выдачи в натуральной форме) доходов без отражения в учете будет подтверждаться письменным заключением, которое должно составляться по результатам проведения органами финансовых расследований оперативно-розыскных и иных мероприятий.
Целесообразно создание специального реестра недобросовестных посредников (лжепредпринимательских структур), после занесения сведений, о которых совершение с ними финансовых и хозяйственных операций запрещается. Под противозаконной минимизацией сумм налоговых обязательств с использованием недобросовестного посредничества должно пониматься сокрытие или занижение прибыли, доходов или других объектов налогообложения, совершенное путем заключения (оформления) и (или) исполнения сделок (осуществления финансовых и хозяйственных операций) с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными осуществляющими предпринимательскую деятельность лицами, обладающими одним из следующих признаков:
государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя или создание юридического лица — коммерческой организации произведены без намерения осуществлять предпринимательскую и (или) уставную деятельность или фактическая деятельность осуществляется с целью противозаконной минимизации сумм налоговых обязательств либо прикрытия такой минимизации для третьих лиц;
государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя или создание юридического лица — коммерческой организации произведены путем представления в регистрирующие органы заведомо не соответствующих действительности сведений, информации или документов, имеющих существенное значение для принятия решения о государственной регистрации;
формальное (притворное) руководство, когда руководители юридического лица или индивидуальный предприниматель не располагают сведениями о фактически осуществляемой деятельности этого юридического лица или индивидуального предпринимателя;
предпринимательская деятельность осуществляется без предусмотренной законодательством обязательной государственной регистрации;
проверками контролирующих (надзорных) органов установлены факты сокрытия или занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения посредством:
— осуществления деятельности, требующей наличия соответствующих активов (капитальных и финансовых вложений, основных, финансовых (денежных) средств, материальных товарных и производственных запасов), определенной численности производственного (обслуживающего) персонала при их фактическом отсутствии в период осуществления такой деятельности, а также использования не соответствующих действительности (подложных, поддельных, фиктивных) документов и (или) бланков первичных учетных документов, приобретенных (полученных) в нарушение установленного законодательством порядка;
— непредставления по требованию контролирующих (надзорных) органов для проверки документов, обязанность представления которых установлена законодательством, в связи с чем определение сумм налоговых обязательств произведено в установленном Советом Министров Республики Беларусь порядке на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности.
Также необходимо отметить то, что одним из средств сращивания теневой экономики с официальной является легализация (отмывание) материальных ценностей, приобретенных преступным путем, которая представляет собой процесс вовлечения в сферу легального предпринимательства денежных средств и имущества, добытых преступным путем, и придания им статуса легитимности (цель легализации состоит в том, чтобы, не раскрывая подлинного источника, выдать доходы от противоправной деятельности за легальную прибыль и получить возможность использовать их, не вызывая подозрений у правоохранительных органов). Общественная опасность рассматриваемого преступления проявляется в следующем: привлечение средств из незаконных источников может вызвать такое негативное последствие, как дестабилизация финансово-экономической системы; использование преступниками финансово-кредитных организаций для отмывания денег может привести к утрате их самостоятельности и краху банковской системы; установление контроля над финансовыми институтами предоставляет преступным организациям преимущество в борьбе за бизнес; накопление экономической (финансовой) силы преступными организациями ведет к подрыву национальной экономики (чем дольше отсутствует эффективное противодействие проникновению «грязных» денег в сферу легального предпринимательства, тем больше укрепляется организованная преступность и усиливается ее влияние на экономику, тем труднее контролировать состояние последней и противодействовать дальнейшей криминализации общества).
Основными факторами, способствующими легализации преступных доходов, являются несовершенство правовой базы и ослабление системы государственного регулирования и контроля. Последствия этих недостатков проявляются в том, что ослабляется контроль за ситуацией в стране, снижается эффективность государственного управления на различных уровнях, отдельные сегменты государственной власти (всех ее ветвей) сращиваются с криминальными структурами, преступные элементы проникают в сферу управления банковским бизнесом, крупным производством, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. Профилактика отмывания доходов, полученных преступным путем, и борьба с этим явлением делают необходимыми развитие соответствующей правовой базы как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также соблюдение международно-правовых обязательств Республики Беларусь в сфере борьбы с преступностью и обеспечения прав человека.
Система национального законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов состоит из двух частей, которые отличаются друг от друга выполняемыми функциями и предметами правового регулирования. Базисную роль в ней безусловно, играет уголовное законодательство, которое: устанавливает основания и принципы уголовной ответственности за отмывание преступных доходов; определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния, связанные с легализацией незаконно полученных денежных средств или иного имущества, признаются преступлениями; предусматривает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за отмывание преступных доходов.
Статьей 235 УК предусмотрена уголовная ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом, приобретенными заведомо преступным путем, использование указанных материальных ценностей для осуществления предпринимательской или иной хозяйственной деятельности с целью утаивания или искажения природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности указанных материальных ценностей или соотносимых с ними прав. Целью указанной статьи УК являются охрана экономической системы государства от поступления в оборот больших объемов неконтролируемых денежных средств и иного имущества, а также предупреждение незаконных деяний, направленных на извлечение прибыли путем осуществления легальной и нелегальной предпринимательской деятельности с возможностью ее использования без подозрений со стороны правоохранительных органов и без раскрытия подлинного источника. Введение такой ответственности означает признание общественно опасными для функционирования легальных финансовых и экономических отношений денежных средств, другого имущества, полученных заведомо незаконным путем.
Диспозиция статьи 235 УК подразумевает наступление ответственности лица, совершившего хищение либо иное корыстное преступление либо вступившего в противозаконную сделку, придавая преступным доходам вид правомерного владения, пользования или распоряжения с последующим использованием их в финансовых операциях или иных сделках либо для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. Другими словами, лицо, совершившее преступление, деньги или имущество, полученные таким образом, легализует, то есть придает им статус законности. Следовательно, субъектом преступления, предусмотренного статьей 235 УК, может быть лицо, приобретшее материальные ценности в результате нарушения законодательства, а затем принявшее меры по их легализации.
Нормы, входящие во вторую группу, в силу их разноотраслевого характера обычно рассредоточены по различным актам, к которым относятся как национальные законы, так и международные договоры и соглашения. Эти нормы устанавливают систему национальных органов и организаций, противодействующих отмыванию преступных доходов, порядок их взаимодействия, разграничение компетенции и объем полномочий; закрепляют обязанность финансовых и иных организаций по сообщению в компетентные национальные органы о подозрительных финансовых операциях, совершаемых их клиентами и контрагентами, перечень или признаки подозрительных финансовых операций, объем сообщаемой информации, порядок ее хранения и распоряжения ею; регулируют порядок и формы взаимодействия и сотрудничества национальных органов и организаций с международными и иностранными организациями в области совершенствования международного обмена информацией, розыска, ареста и конфискации денежных средств и имущества, добытых преступным путем.
Если функция первой группы норм (уголовного законодательства) — собственно борьба с отмыванием денег, то функция второй — создание условий для того, чтобы эта борьба была эффективной. Обе группы норм законодательства о противодействии легализации преступных доходов связаны таким образом, что успешная реализация норм первой группы невозможна без существования второй, а нормы второй группы могут быть сформулированы и введены в действие только на основании четкого установления смысла и содержания норм первой группы.
В то же время, анализируя объективную сторону состава преступлений, предусмотренных статьей 235 УК, следует, прежде всего, иметь в виду, что в статье 1 Закона Республики Беларусь от 19.07.2000 N 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности» (далее — Закон) легализация доходов, полученных незаконным путем, определяется как придание правомерного вида владению, пользованию и (или) распоряжению доходами, полученными незаконным путем, с целью утаивания или искажения их происхождения, местонахождения, размещения, движения либо их действительной принадлежности, в том числе соотносимых с этими доходами прав. Однако это определение не вполне корреспондирует с диспозицией состава преступлений, предусмотренных статьей 235 УК. Хотя очевидно, что и в Законе, и в УК подразумевается одно и то же деяние.
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что финансовая операция и в Законе, и в УК в основном рассматривается как разновидность сделок. С определением финансовой операции как разновидности сделки, конечно же, трудно согласиться, так как при совершении отдельных видов операций не происходит изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей в отношении денежных средств, выступающих в качестве предмета такой операции. На практике нередко правильное определение понятия «финансовая операция» может являться решающим при квалификации действий по статье 235 УК. Исходя из действующего банковского и финансового законодательства, более предпочтительным является следующее определение финансовых операций: «операции с денежными средствами (ценными бумагами) независимо от формы и способа их совершения, связанные с поступлением, движением, хранением, выдачей и обменом денежных средств (ценных бумаг), а также сделки с ними, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей».
Имеется еще один спорный вопрос, связанный со сделками. Состав рассматриваемого преступления является формальным, то есть оно признается оконченным с момента выполнения деяний, образующих легализацию (отмывание) материальных ценностей, приобретенных преступным путем. Разновидностью этих деяний является совершение финансовых операций и других сделок. В то же время в процессе легализации (отмывания) материальных ценностей сделки совершаются, как правило, неоднократно. Возникает вопрос, что считать моментом окончания преступления — совершение всей совокупности сделок или даже одной сделки по легализации (отмыванию) имущества. Оконченным преступлением необходимо считать даже единичную сделку, а момент окончания преступления целесообразно связывать с моментом совершения сделки. Правда, необходимо иметь в виду, что сделки по моменту совершения делятся на консенсуальные и реальные, причем последние совершаются не в момент заключения соглашения сторон, а при передаче вещи.
Трудность борьбы с такими преступлениями определяется в основном двумя причинами — высокой латентностью и сложностью доказывания. Латентность обусловлена тем, что характер преступной деятельности, послужившей основой для формирования преступных доходов, как правило, не порождает «потерпевших» (коррупция, торговля наркотиками, оружием и т.п.). Сложность доказывания определяется тем, что эти преступления являются «вторичными»: прежде надо доказать факт преступления, в результате которого приобретены отмываемые деньги и имущество.
Например, можно отметить сложность доказывания первично совершенных налоговых преступлений как основы для легализации преступных доходов, при расследовании которых выявляются следующие завуалированные способы уклонения от уплаты налогов:
совершаемые путем манипуляции с издержками с использованием поддельных документов (включение оплаты по фиктивным договорам за работы и услуги, которые в действительности не выполнялись подрядчиком, в затратную часть; завышение затрат на производство; составление подложных документов по списанию материалов на производство; использование фиктивных закупочных документов; включение подставных лиц в платежные ведомости на получение заработной платы; завышение расходов на оплату труда за счет работающих по совместительству по фиктивным договорам; формальное зачисление на работу инвалидов с целью получения льгот по налогообложению; прямое искажение данных о материальных затратах в отчетах о финансовых результатах и т.д.);
связанные с сокрытием выручки или дохода (подмена или уничтожение накладных и других документов после продажи товара; заключение договоренности о предоставлении кредита, когда кредитор не требует возврата кредита, а предприятие, взявшее кредит, самоликвидируется; документально не оформленный отпуск товарно-материальных ценностей; неоприходование наличной выручки за продукцию, реализованную через доверенных лиц; занижение объема реализованной продукции; занижение количества или завышение цены приобретаемого товара при составлении акта закупки у частных лиц; завышение в накладных цен на приобретаемые товарно-материальные ценности; занижение фактической цены реализации товаров; содержание незарегистрированных торговых точек; заниженное отражение выручки в главной книге и балансе, в отчете о финансовых результатах; уменьшение величины доходов за сдачу в аренду основных средств производства; реализация одного товара под видом другого и т.д.);
совершаемые посредством неправомерного учреждения новых структур и неправомерного ведения деятельности (создание незарегистрированного предприятия; реорганизация без правопреемства в целях неуплаты сумм задолженности бюджету; ведение коммерческой деятельности без регистрации и лицензии; нарушение налогового законодательства с использованием механизма реэкспорта и т.д.) и др.
Практика позволяет выделить ряд проблемных вопросов, связанных с признаками данного преступления и по-разному толкуемых органами предварительного расследования и судом. В первую очередь вызывают затруднения вопросы о субъекте и об объективной стороне преступления. На практике следователи чаще всего склоняются к тому, что субъектом рассматриваемого преступления может быть только лицо, совершившее основное преступление. Особую актуальность приобретает вопрос об определении признаков объективной стороны данного преступления, в частности понятия «приобретение имущества заведомо преступным путем». Уголовная ответственность наступает не за наличие у лица имущества, добытого преступным путем, а за легализацию (отмывание) такого имущества, то есть за нарушение предусмотренного статьей 235 УК уголовно-правового запрета на введение такого имущества в легальный оборот.
Однако общественная опасность легализации доходов обусловлена не столько степенью противоправности их происхождения, сколько характером указанных в законе действий по использованию легальных механизмов осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности для придания вводимым в оборот денежным средствам или иному имуществу видимости законных. Ввод преступных доходов в легальный оборот способствует укреплению теневого сектора экономики, влечет за собой расширение материальной базы преступной и иной незаконной деятельности в экономике, является питательной средой экономической и организованной преступности. Вследствие этого нарушается одно из основных условий нормального функционирования экономики — осуществление хозяйственной деятельности в рамках, определенных законом, искажаются социальные функции такой деятельности, получают развитие теневой сектор и процессы криминализации экономики. Общественная опасность легализации незаконных доходов обусловлена, прежде всего, разрушительным воздействием на экономику.
Комплексные меры борьбы с отмыванием преступных доходов должны базироваться на мировой практике и включать следующие моменты:
постоянное отслеживание новых схем отмывания и изучение методов перемещения преступных доходов, обмен полученной информацией на межгосударственном уровне;
отслеживание процессов проникновения организованной преступности в сферу политики и государственные структуры с использованием незаконно полученных капиталов, срастания организованной преступности с легитимными финансовыми институтами;
анализ влияния преступной деятельности по отмыванию преступных доходов на деятельность национальных правоохранительных органов и экономических структур с принятием мер по постоянному совершенствованию работы государственных служб, занимающихся пресечением преступной деятельности, связанной с легализацией материальных ценностей, приобретенных преступным путем;
усиление контроля за деятельностью банков и небанковских финансовых организаций и поэтапное введение универсальных международных стандартов и жестких нормативных требований для банковских структур на основе рекомендаций международных организаций, в частности Специальной группы по борьбе с финансовыми преступлениями (FATF) и Общества по международным межбанковским финансовым телекоммуникационным системам (SWIFT).
Кроме того, следует отметить, что все разрабатываемые нормативные правовые акты должны не только подвергаться правовой и экономической экспертизе, но и рассматриваться с точки зрения возможности их обхода недобросовестными субъектами предпринимательской деятельности для предотвращения такового. Это требует не только исследования формальной согласованности и достаточности юридических установлений (статической стороны), но и изучения динамики правовой действительности, уяснения степени реального воздействия регулирования на фактические отношения (надлежащего урегулирования соответствующих отношений).