Белорусские производители открывают новые рынки сбыта.
Машиностроение сумело не только найти такие рынки, но и качеством своей продукции потеснить зарубежные бренды. Ряд серьезных проектов реализован в Эстонии. Один из ведущих операторов на рынке пассажирских перевозок приобрел более 20-ти автобусов МАЗ. Столь крупную партию автобусов Минский автомобильный завод не поставлял ни в одну страну Прибалтики. Еще один флагман машиностроения — БелАЗ — выиграл международный тендер на поставку карьерной техники ведущей добывающей компании.
Об этих и других проектах подробнее из Эстонии Сергей Гусаченко.
С приставкой «продано» — большая часть тракторов на площадке дилерского центра. Анатолий Михайлович довольно потирает руки: кризисные времена уже в прошлом, продажи стремительно идут вверх. В 2010-ом реализовано 140 единиц техники. С такими темпами рекорд компании вскоре будет побит. (Анатолий Кузнецов, коммерческий директор дилерского центра МТЗ в Эстонии)
И это притом, что емкость эстонского рынка — 400-450 тракторов в год. То есть уже сейчас у МТЗ — доля в 30%, отвоевать половину продаж здесь намерены в ближайшее время. Основной покупатель — мелкие и средние фермеры, а также лесные хозяйства, которые ценят белорусскую технику не только за низкую стоимость, но, главное, за надежность и неприхотливость.
(Анатолий Кузнецов, коммерческий директор дилерского центра МТЗ в Эстонии)
Дилерскому центру МТЗ в Эстонии более 20 лет. Фирма организовывалась еще при Союзе, но активно развиваться начала лишь в 2000-х. Во время перестройки было не до продаж. (Анатолий Кузнецов, коммерческий директор дилерского центра МТЗ в Эстонии)
Связи рушились, но люди остались. Реализацию белорусской техники возобновили 8 лет назад, и как в воду глядели — за это время продажи выросли в 6 раз. Сегодня у дилерского центра большой склад и магазин запчастей, а также станция сервисного обслуживания. Записываться к мастерам нужно за две недели.
В карьерах самой крупной компании в Прибалтике по добыче горючего сланца БелАЗы работают круглые сутки. В этом году у компании будет новый рекорд — цифра добычи впервые достигнет 6 млн. тонн. Сырье, которое дает энергию не только Эстонии, поступает на предприятия во многом благодаря белорусской технике. Парк самосвалов на 90% состоит из продукции жодинского гиганта.
(Валерий Абрамов, руководитель открытых горных работ компании Eesti Energia: «Если лет десять назад мы проводили списание самосвалов при наработке 350-400 тысяч километров, то сегодня уже есть пробег более 600 тысяч километров».)
В двух карьерах компании работает 60 белорусских самосвалов. Два года назад руководство задумалось, как влияет такая экспансия на общие затраты производства. Крупнейший игрок на рынке Прибалтики объявил международный конкурс на приобретение 8 новых самосвалов. Вот только обычный тендер заменили подробные исследования, участие в которых приняли ведущие производители карьерной техники. (Эрик Вяли, производственный директор компании Eesti Energia)
Все было по-честному: машины ходили в одни и те же траншеи, преодолевали одинаковое расстояние, имели схожую степень загрузки. После специалисты считали расход топлива, запчастей и резины. Итог успокоил руководство, обрадовал БелАЗ и огорчил конкурентов. Звание экономически выгодной присвоили именно белорусской технике.
(Эрик Вяли, производственный директор компании Eesti Energia)
Компания уже заключила договор на приобретение новых большегрузных самосвалов, первая партия прибудет в Эстонию уже в ближайшее время. Сотрудники добывающей отрасли пополнение ждут с нетерпением. К белорусским машинам здесь успели привыкнуть. Даже самый старый БелАЗ, который сошел с конвейера в 82-м, списывать не торопятся. Почетный ветеран выполняет хозяйственную функцию, посыпая дороги песком. Самосвал берегут специально, хотя выполнять прямые обязанности даже на пенсии ему ничто не мешает.
(Николай Малолетний, руководитель участка технологического транспорта компании Eesti Energia: «Это обуславливается и показателями работы самой машины. Наши люди эту машину хорошо знают, поэтому и обслуживание выходит дешевле».)
В новом офисе Хейкки — пока только стол, стул да компьютер. Технический минимализм, впрочем, на ведение бизнеса не влияет. За окном офиса — 23 новых автобуса МАЗ. Самая крупная партия пассажирской техники из Беларуси, которая ступала на землю Прибалтики.
(Хейкки Тялли, директор дилерской компании МАЗ в Эстонии: «Торговую марку МАЗ в Эстонии знают еще с советских времен. Однако с тех пор многое изменилось. Сегодня эстонские фирмы умеют считать деньги, и перед тем как сделать выбор, тщательно анализируют предложения всех производителей. Учитывается много факторов, не только, но и качество готового продукта».)
Дилерской компании Хейкки пока 6 лет. За это время он продал около 100 единиц, но грузовой техники. Белорусские автобусы до сих пор в прибалтийском регионе практически не эксплуатировались. Местный рынок насыщен известными брендами европейских производителей и пробиться сюда довольно непросто.
(Хейкки Тялли, директор дилерской компании МАЗ в Эстонии: «Не стоит забывать, что мы живем рядом с Финляндией и Швецией, и наши покупатели высоко ценят скандинавскую технику. Также на рынке присутствуют известные немецкие бренды. Так что конкуренция очень высокая. Вдвойне приятно, что систематическая работа принесла плоды, и эстонский перевозчик сделал выбор именно в пользу белорусских автобусов». )
Тарту — второй по величине город Эстонии. Пассажирскими перевозками, как правило, занимаются частные операторы — конкурс на их утверждение проводится каждые 5 лет. В этом году победила эстонская компания Sebe, вот ее владелец осматривает только что прибывшую из Минска технику. Автобусный парк Тарту обновляется на 100%. Наполовину теперь он будет белорусского производства.
(Хуго Осула, учредитель компании Sebe: «Конечно, дешевле. Но мы не видим разницы в качестве. Вы сделали хорошую продукцию по хорошей цене».)
Вторая половина — автобусы известного шведского бренда. Хейкки сделкой доволен, но и взволнован: такое соседство сколь престижно, столь и ответственно. Все автобусы в Тарту будут красного цвета и принципиально без внешней рекламы. Единый дизайн добавляет лишь несколько штрихов к заводскому оформлению.
Белорусским автобусам придется работать в непростых погодных условиях. Зимы и в Тарту, и в Эстонии куда более снежные, чем в Беларуси, к тому же непредсказуемый морской климат, очевидно, добавит нагрузку на эксплуатацию основных механизмов. Однако от того, как проявит себя белорусская техника, зависит ее дальнейшее продвижение не только в Прибалтике, но и Скандинавии. Если автобусы понравятся, руководство компании обещает закупить еще несколько партий для организации пассажирских перевозок на других маршрутах.
Каждый год компания Sebe перевозит более 4 млн. пассажиров по всему миру. Выход МАЗа на эстонский рынок специалисты уже назвали важным достижением в плане имиджа. В течение 5 лет как минимум бесплатная реклама в Тарту Минскому автомобильному обеспечена. Белорусские автобусы выйдут на регулярные рейсы уже в январе этого года.
По материалам: tvr.by