Кто из нас в конце года не питает надежд на год грядущий? Вот и белорусский бизнес, раззадоренный предвыборными обещаниями, пребывает в предвкушении новых, лучших, условий для работы в 2011-м.
Уже подготовлено несколько проектов государственных решений, которые, мягко говоря, благоприятными для бизнеса не назовешь.
Уже добрались до лже…
Министерство по налогам и сборам к настоящему времени подготовило проект указа президента, который призван усилить борьбу с лжепредпринимательством.
Лжепредпринимательство — создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность.
Согласно проекту указа, к лжепредпринимателям могут быть отнесены и организации, которые временно не осуществляют хозяйственную деятельность. Юристы категорически против такого подхода.
«В какой-то период времени компания может не работать в силу разных причин — например, из-за наличия проблем с арендой, — говорит начальник юридического отдела Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Вадим Бородуля. — Однако проект указа президента возводит бездействие субъекта предпринимательской деятельности в ранг преступления. Предприятие на этом основании могут обвинить в лжепредпринимательстве».
Такое обвинение может обернуться тяжелыми последствиями — соответствующее наказание предусматривают как Уголовный кодекс, так и Кодекс об административных правонарушениях.
Проект указа президента расширяет круг лиц, которые могут быть обвинены в лжепредпринимательстве. Согласно подготовленному проекту, предприятия могут проверяться уже на том основании, что когда-то выступали контрагентами организации, уличенной в лжепредпринимательской деятельности.
Бизнес-союзы Беларуси полагают, что принятие проекта указа в нынешнем виде приведет к тому, что проверки нагрянут к добросовестным субъектам хозяйствования.
«Проект указа президента, с одной стороны, дает основания для более частых проверок организаций, включенных в список лжепредпринимательских структур. Кроме этого, документ позволяет чаще приходить с проверками к тем организациям, которые когда-то покупали товар или пользовались услугами лжепредпринимательских организаций», — констатирует Вадим Бородуля.
Получается парадоксальная ситуация: предпринимателю придется нести ответственность не только за свою деятельность, но и за хозяйственную деятельность контрагента! И это еще не все. Проект указа в том виде, в котором подготовлен, может использоваться задним числом и распространяться на сделки, которые были заключены много лет назад!
Вместо лицензий — торговый реестр
Еще один проект указа президента, который вызывает беспокойство у бизнес-сообщества, связан с отменой лицензирования. Органы госуправления подготовили проект решения, который заменяет лицензирование розничной торговли торговым реестром. Бизнес-сообщество констатирует, что торговый реестр может стать подменой лицензирования розничной торговли, и это не будет вести к реальной либерализации.
По проекту указа, предприятие в сфере торговли лишается права осуществлять хозяйственную деятельность в случае исключения из торгового реестра. А основанием для исключения могут стать замечания, адресованные проверяющими структурами к торговой организации.
«Процедура исключения из торгового реестра еще проще, чем механизм лишения предприятия лицензии», — констатирует вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Лилия Коваль.
Призваны стучать
Большой резонанс в кругах предпринимателей и еще от одной законодательной инициативы: министерство по налогам и сборам подготовило проект указа президента для усиления борьбы с «серыми» зарплатами.
Согласно проекту этого документа, вся ответственность за выплату «серых» зарплат будет возлагаться на работодателя. Работники будут освобождаться от всякой ответственность за получение «зарплат в конвертах» в том случае, если сообщат об этом в налоговую. Представители белорусских бизнес-союзов полагают, что подготовленное госрешение может стать в руках неблагодарных работников инструментов шантажа нанимателей.
«В случае принятия указа в стране будет официально введена система шантажа наемными работниками своего руководителя», — полагает председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин.
По мнению руководителя бизнес-союза, сотрудникам министерств и ведомств пора перестать генерировать репрессивные нормативно-правовые акты в отношении предпринимателей и начать реально улучшать бизнес-климат.
«Плохо работают министерства, ведомства по достижению нормальных условий работы для предпринимательства. У нас обсуждений по этому вопросу проходит гораздо больше, чем реально принимаемых решений», — констатирует Владимир Карягин.
Обещанного до следующих выборов ждут?
Возможностей для улучшения бизнес-климата в стране достаточно. К настоящему времени подготовлен проект указа президента, разрешающий индивидуальным предпринимателям нанимать одного работника не из числа своих родственников. По мнению Владимира Карягина, принимать этот документ надо поскорее: «Сегодня многие индивидуальные предприниматели строят планы на будущий год, и им очень важно знать уже сейчас, какие будут условия хозяйствования в наступающем году».
Улучшить условия для предпринимательской деятельности может и реформирование системы контрольной деятельности. Напомним, что еще на Всебелорусском собрании Александр Лукашенко пообещал отменить мониторинги, которыми отдельные ведомства подменяют внеплановые проверки. Однако пока конкретные решения в этом направлении так и не приняты…
Кроме того, на Всебелорусском собрании было обещано принять до конца текущего года директиву о либерализации. Документ разрабатывается с весны и прошел уже несколько рассмотрений как в правительстве, так и в Администрации президента. Бизнес-сообщество очень рассчитывает, что директива все-таки будет подписана в ближайшие дни.
Большие надежды в части либерализации бизнес-сообщество возлагает и на будущий год, говорит Владимир Карягин: «Бизнес ожидает от государства очень многого и будет большое разочарование, если курс на либерализацию прервется».
По материалам: ******.by