Главным выводом из предыдущей главы является то, что процесс приватизации нужно стимулировать. Одной из важных рекомендаций можно назвать необходимость фундаментальных изменений в стратегии проведения приватизации. Власти должны пересмотреть свою политику ориентирования на завышенные докризисные цены на активы и использовать инструмент предварительной приватизации. Мы рассматривали эти вопросы в нашей предыдущей аналитической записке.
Устранение препятствий проведению приватизационных сделок также имеет большое значение. Существующая форма проведения является весьма сложной и во многих случаях препятствует заключению успешных сделок, что было отмечено на собственном опыте рядом заинтересованных зарубежных компаний. Несмотря на то, что приватизационный «бум» 2007-го и частично 2008-го годов в некоторой степени скрывал эти препятствия, они в полную силу проявились во время кризиса.
В следующих разделах мы определили 4 основные препятствия осуществлению на широкой основе открытого, прозрачного и профессионально выполненного процесса приватизации в Беларуси.
1) Институциональные аспекты
Институциональные аспекты могут быть разбиты на две взаимосвязанные проблемы:
Первая проблема связана с нынешней множественностью ответственных лиц, с которыми связываются потенциальные покупатели. Заинтересованных потенциальных инвесторов, как правило, удивляет количество различных государственных органов учреждений, отвечающих за приватизацию, и очевидное отсутствие четкого распределения полномочий и связи между ними. Примерами таких учреждений являются Фонд государственного имущества, Администрации Президента, соответствующие министерства, концерны, региональные и местные органы власти. Часто в результате этого потенциальные инвесторы приходят в замешательство, так как иногда нет полной уверенность, что обязательства одного партнера действительны в переговорах с другим. Кроме того, общение с таким количеством учреждений требует много времени и больших затрат и, следовательно, повышает издержки.
Вторая проблема связана с крайне ограниченной компетенции учреждения, формально отвечающего за приватизацию, – Фонда государственного имущества. В частности, это касается отсутствия полномочий при принятии окончательных решений даже при очень малых сделках (в настоящее время таким пределом является стоимость активов в размере USD 116,000). В то же время решения о проведении больших сделок, согласно действующему законодательству, связанных с продажей государственного имущества, стоимость которого превышает USD 116,000 (10,000 базовых величин), принимаются только после консультаций с Администрацией Президента. В результате инвесторы часто сталкиваются с ситуацией, когда после долгих переговоров с формально ответственным партнером в переговоры входит новый институт (Администрация Президента), и ситуация развивается так, как описано выше (несколько ответственных, требуется больше времени, возникают новые разногласия).
2) Отсутствие профессионального опыта
В связи с отсутствием ранее прогресса в осуществлении широкой приватизации, крайне низким является число чиновников, имеющих опыт в данной сфере. Отсутствие полномочий у соответствующих государственных учреждений крайне негативно влияет на возможность привлечения квалифицированных кадров. Это значит, что на переговорах присутствует сравнительно мало компетентных с точки зрения иностранных инвесторов партнеров, которые в состоянии проводить подобные сделки в соответствии с лучшей международной практикой.
3) Метод оценки
Еще одной причиной отсутствия прогресса в процессе приватизации являются частые разногласия между государством и потенциальным покупателем по вопросу стоимости активов. Несмотря на то что определенные расхождения по вопросу стоимости активов между властями и инвесторами вполне естественны, учитывая различные интересы обеих сторон, они не должны основываться на различиях в методах оценки активов. В частности, белорусские власти настаивают во время переговоров на применении методов оценки, основанных на использовании балансовой стоимости активов, что является крайне недальновидным. Сегодня балансовая стоимость представляет собой законодательно минимальную стоимость в ходе переговоров. В то же время инвесторов, которые заинтересованы в предприятии, волнуют в первую очередь ожидаемые денежные доходы предприятия, и на этом они основывают свои ценовые предложения после некоторой корректировки на риски, связанные с деятельностью в Беларуси.
С одной стороны, использование балансовой стоимости как нижней границы рыночной может быть оправдано в широком смысле, так как балансовая и рыночная стоимости действительно могут быть между собой связаны. Однако есть много примеров, когда возникают огромные различия между этими двумя понятиями, в особенности при существенном завышении балансовой стоимости и неспособности компании обеспечить потенциальный рост и доходы. Серьезные расхождения государственных методов оценки с международными стандартами подтверждают предположение, что подобные различия в Беларуси стали скорее правилом, чем исключением. Таким образом, весьма сомнительно, что балансовая стоимость, которая используется сегодня, содержит адекватную информацию по определению рыночной стоимости компании. Результатом этого становится выставление совершенно нереальных цен, по причине которых ни одна сделка не может состояться. Это позволяет рассматривать данную проблему как одно из основных препятствий успешной приватизации.
4) Другие условия продажи государственных компаний
Представители государственных органов нередко заявляют, что существует список с приблизительно 25-ю условиями, которые потенциальный покупатель государственного предприятия должен выполнить. В данном списке среди условий, упомянутых государственными чиновниками, значатся: сохранение рабочих мест на предприятии, поддержание существующих объемов производства и определенные объемы инвестиций. Эти условия, полный перечень которых недоступен для широкой общественности, могут отпугнуть потенциальных инвесторов, поскольку ограничивают свободу развития активов предприятия новым собственником.
В сочетании с другими проблемами, описанными в третьем разделе (нереальными ценовыми требованиями со стороны властей), подобные дополнительные условия могут привести к нежеланию инвестировать в Беларусь.
Заключение: В то время как существует ряд внешних причин тормозящих процесс приватизации, негативное влияние также оказывают и внутренние причины, а именно существующие недостатки его проведения. Таким образом, устранение этих недостатков является предварительным условием активизации приватизационного процесса.