Ускорение роста инвестиций
За первое полугодие реальный ВВП вырос на 6.6% г/г (6.4% г/г за январь-май). Увеличение темпов роста выпуска происходило на фоне существенного ускорения роста в промышленности (с 7.7% за январь-май до 8.8% г/г) и замедления в сельском хозяйстве (с 5.5% до 4.3%% г/г).
Со стороны совокупного спроса улучшение макроэкономической динамики было обусловлено ускорением роста инвестиций. В июне их рост составил 14.4% г/г, что обусловило увеличение темпа роста по итогам полугодия до 4.0% г/г (за январь-май рост составлял 0.3% г/г). Основным источником роста инвестиций стали кредиты банков, которые выросли на 20.6% г/г и достигли доли в 30% от всех источников финансирования инвестиций. Среди отраслей экономики наибольшие темпы роста инвестиций имели место в коммунальном хозяйстве (33.4% г/г), строительстве (31.2% г/г), а также жилищном строительстве (21.8% г/г). Вместе с тем, в отраслях, на которых приходится наибольший удельный вес инвестиций – промышленность, сельское хозяйство, транспорт – они по-прежнему снижались. Таким образом, недостаток источников финансирования инвестиционных проектов в основных отраслях по-прежнему актуален для национальной экономики.
Беларусь осуществила дебютный выпуск суверенных евробондов
В июле Беларусь осуществила дебютный выпуск суверенных евробондов. Он был осуществлен в два транша общей величиной USD 1 млрд со ставкой купона 8.75%. Первый транш в размере USD 600 млн был размещен с дисконтом (по 99.011% от номинальной стоимости). Второй транш (USD 400 млн) был размещен по стоимости 102% от номинальной. В результате доходность к погашению первого транша составила 9%, а второго 8.251% годовых. Министерство финансов в течение двух месяцев ожидало благоприятную конъюнктуру на рынке, и в целом момент для выпуска был выбран довольно удачно. Во-первых, Беларусь дождалась снижения суверенных спрэдов после достижения ими своего пика в середине предыдущего года вследствие глобального кризиса. Во-вторых, Беларусь смогла избежать и краткосрочного пика процентных спрэдов мая-июня, которые возросли на фоне долгового кризиса в Европе. Данный займ позволит профинансировать значительную часть дефицита бюджета, смягчая проблемы в сфере госфинансов. Кроме того, он окажет благоприятное воздействие на стабилизацию валютного рынка и будет способствовать пополнению золотовалютных резервов. Наконец, этот шаг может обусловить благоприятные последствия для долгосрочного экономического роста за счет расширения доступа к еврорынку белорусских частных заемщиков, а также за счет формирования суверенной кредитной истории. Вместе с тем, очевидны и минусы заимствований на еврорынке в данный момент. При выпуске евробондов правительством очевидным образом не были сформулированы цели и задачи, решить которые призваны данные внешние заимствования. Поэтому велики опасения, что данный инструмент будет использоваться лишь для сбалансирования возникающих в экономике диспропорций на фоне ее существенного разогрева и никак не поможет решить структурные проблемы национальной экономики. Наконец, представляется нелогичным довольно существенный объем эмиссии евробондов при отказе от новой программы с МВФ, в рамках которой потенциально можно привлечь больший объем средств по более низкой стоимости.
Новые тенденции в торговле с Россией
В январе-мае дефицит торговли товарами составил USD 2.7 млрд, снизившись на 15.1% г/г. По итогам мая, дефицит составил USD 702 млн, увеличившись на 21.6% г/г. В мае впервые с начала года импорт рос (18.5% г/г) быстрее чем экспорт (17.4% г/г). В торговле со странами вне СНГ экспорт в мае уменьшился на 8.5% г/г, а импорт возрос на 39.9% г/г, в результате дефицит торговли составил USD 228.8 млн. Сокращение экспорта было обусловлено существенным падением поставок нефтепродуктов, физические объемы которых уменьшились по сравнению с маем 2009 г на 58.2% г/г, а стоимостные – на 38.5% г/г. Высокий темп роста импорта из стран вне СНГ в мае был связан преимущественно с ввозом легковых автомобилей, а также с началом поставки нефти из Венесуэлы по цене USD 656 за 1 тонну. Вместе с тем, стоит отметить, что тенденция сокращения импорта инвестиционных товаров из стран вне СНГ в мае сохранялась. Например, импорт металлообрабатывающих станков сократился на 22.4% г/г. В торговле с Россией в мае экспорт вырос на 47.6% г/г, импорт на 3.0% г/г, а отрицательное сальдо сократилось на 26.2% г/г до USD 593 млн. Схожая динамика экспорта и импорта имела место с начала года (по результатам января-мая дефицит в торговле с Россией сократился на 20.3% г/г до USD 2.9 млрд). Снижение импорта в течение января-мая было обусловлено снижением объема поставок нефти из России, поскольку в этот период Беларусь преимущественно использовала лишь беспошлинную квоту поставок. Экспорт товаров в Россию, несмотря на большие темпы роста, сталкивается с рядом проблем. Значимой тенденцией становится рост просроченной дебиторской задолженности перед белорусскими поставщиками за поставленную продукцию. Например, задолженность субъектов хозяйствования России белорусским организациям за январь-май увеличилась в 2.6 раза г/г, в том числе за май – в 4.9 раза г/г. Это свидетельствует о том, что для продвижения экспорта в Россию белорусские поставщики существенно смягчают условия расчетов, что обусловливает меньшие темпы роста валютной выручки по сравнению с темпами роста экспорта.
Рост дефицита бюджета
С мая стало ощущаться влияние отмены экспортной пошлины на кумулятивную динамику доходов от внешнеэкономической деятельности, которые снизились на 0.5% от ВВП. Снижение доходов от отмены сбора в поддержку сельхозпроизводителей и местного налога с продаж достигло 1.7%
от ВВП. Рост НДС компенсировал 1.1% от ВВП, а увеличение поступлений от группы налогов на доходы и прибыль – еще на 0.2% от ВВП. В результате налоговые доходы снизились на 0.8% от ВВП по сравнению с уровнем января-мая 2009 г. и составили 30.6% от ВВП. В еще большей мере снизились неналоговые доходы – на 1.1% от ВВП до 2.7% от ВВП – что обостряло проблему растущего фискального дефицита. Среди основных статей бюджетных некоторое снижение – на 0.2% от ВВП, в связи с отказом от субсидий поставщикам нефти – имело место лишь в рамках расходов на национальную экономику. Но в целом, расходы консолидированного бюджета по отношению к ВВП были близки к прошлогоднему уровню. В результате, по итогам января-мая 2010 г. дефицит консолидированного бюджета составил 2.8% от ВВП, что существенно выше запланированного изначально уровня дефицита по итогам года. На этом фоне Минфин увеличил прогноз дефицита республиканского бюджета с 1.5% до 2.3% от ВВП, увязав его с увеличением расходов.
Ускорении роста денежной базы
В июне НББ по-прежнему активно рефинансировал коммерческие банки, несмотря на то, что в целом по банковской системе ситуация с ликвидностью более чем нормализовалась и многие банки стали увеличивать уровень избыточных рублевых резервов. Требования НББ к банкам увеличились на 9.2% м/м (BYR 1.3 трлн), и они, вероятно, были распределены между крупными госбанками, на которые ложится основная нагрузка по кредитованию экономики. Чистые иностранные активы ОДКР снизились на 2.6% м/м (USD 137 млн). В результате денежная база в июне выросла на 9.5% м/м, а в годовом выражении ее темп роста достиг 95.2% г/г (78.8% г/г в мае). Стоит отметить, что как и в предыдущем месяце стабилизирующее воздействие на величину иностранных активов ОДКР, вероятно, оказали размещенные на счетах НББ в виде избыточных резервов средства коммерческих банков в иностранной валюте (USD 654 млн в мае и USD 187 млн в июне). Эта тенденция приводит к искусственно завышенному уровню денежной базы, которая, в этой ситуации, не в полной мере отражает фактическую динамику в монетарной сфере. Стимулирование экономической активности со стороны НББ обусловливало дальнейшее снижение ставок на всех сегментах финансового рынка, а также сохранение высоких темпов роста кредитования экономики (31.5% г/г в июне, 32.2% г/г в мае). Вместе с тем, несмотря на общую тенденцию снижения процентных ставок, ставки по депозитам физических лиц в национальной валюте снижались медленнее, чем на остальных сегментах рынка. Поэтому, а также за счет ускорения роста доходов в экономике, наибольшими темпами в структуре денежных агрегатов росли рублевые составляющие. Наибольшее увеличение темпов роста было свойственно срочным депозитам в национальной валюте (с 33.9% г/г в мае до 48.7% г/г в июне). Наличные деньги в обращении выросли в июне на 6.2% м/м, а в годовом выражении их темп роста ускорился до 28.3% г/г (20.9% г/г в мае). Рублевая денежная масса выросла на 6.2% м/м, а широкая денежная масса на 2.1% м/м. В годовом выражении их темп роста составил 36.3% и 24.8% г/г соответственно (27.9% и 25.5% г/г в мае). Потребительские цены в июне выросли на 0.2%м/м, а в годовом выражении инфляция составила 6.9% (7.1% в мае). В течение июня-июля белорусский рубль обесценился по отношению к валютной корзине НББ на 1.5%. Курс рубля по отношению к доллару США на конец июля составил 2974 USD/BYR, незначительно укрепившись в июне-июле.
Создание специализированного финансового агентства откладывается
В июле председатель Правления НББ П. Прокопович заявил о том, что нормативная база для создания специализированного финансового агентства (СФА) по управлению кредитованием госпрограмм подготовлена, и окончательное решение о его создании может быть принято в скором времени. Обязательства по созданию такого агентства и освобождению госбанков от нагрузки по обслуживанию госпрограмм Беларусь взяла на себя в рамках соглашений с МВФ. В августе прошла рабочая встреча по данному вопросу с участием президента. Однако в рамках этой встречи участники обсуждали в большей мере не технические детали создания СФА, а вновь вернулись к обсуждению целесообразности такого шага в целом. А. Лукашенко выразил уверенность в том, что государственные банки должны оставаться активными участниками финансирования государственных программ. Официальным результатом встречи стало поручение президента о дополнительной доработке нормативных документов по данному вопросу. С большой долей уверенности, можно утверждать, что де-факто решение по данному вопросу будет заморожено, по крайней мере, до конца текущего года. В текущем году безусловным приоритетом для властей является достижение целевых значений макроэкономических показателей, что практически невозможно без прямого контроля над кредитной политикой крупнейших банков. В такой ситуации ряд диспропорций –затрудненный доступ частного сектора к капиталу, резкие колебания уровня ликвидности банков, избыточный уровень принятия ими кредитных рисков – будет по-прежнему актуален для финансовой системы страны.
По материалам: research.by