Офис в квартире

Что нужно знать, прежде чем зарегистрировать ЧУП в жилом помещении?

Брестчанка Наталья Николаевна – хозяйка небольшого кафе. Первоначально ее частное унитарное предприятие (ЧУП) было зарегистрировано в ее приватизированной квартире. Однако спустя некоторое время пришлось перенести офис по адресу мини-кафе. Почему? Суммы в счете за квартиру из водоканала, да и за коммунальные услуги в целом, превзошли все ожидания. К сожалению, владелица предприятия, прежде чем «прописать» ЧУП по своему месту жительства, не изучила досконально законодательство по данному вопросу и столкнулась впоследствии с совершенно непредвиденными обстоятельствами.
По другим тарифам

Дело в том, что размещение офиса ЧУП в жилом помещении ведет к существенному увеличению суммы коммунальных платежей. Согласно постановлению Совмина РБ от 25 августа 1999 года № 1332 «Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами», собственник квартиры, использующий ее для местонахождения предприятия, с даты регистрации платит за техническое обслуживание дома, за водоснабжение, подогрев воды, отопление, электроэнергию, вывоз мусора по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание коммунальных услуг. Проще говоря, счет за жилье, которое используется в качестве офиса, сразу возрастает более чем в два раза.

Нет повода думать: если в трехкомнатной квартире реально под офис отдана одна комната, то плата удвоится лишь за нее. Увы, положение о государственной регистрации позволяет размещать ЧУП только в изолированных помещениях, но никак не в одной из комнат. Режим работы предприятия при начислении коммунальных платежей также учитывать не станут. «Пропишется» в квартире ЧУП – значит, за каждый кубометр воды, отсчитанный счетчиком, каждый киловатт электроэнергии и т. д. поставщик выставит счет в два с лишним раза больше, чем прежде.
Организация, осуществляющая эксплуатацию жилищного фонда, в счете-квитанции по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги после «итого» обязана указывать в отдельной строчке сумму «в том числе за местонахождение ЧУПа». Таким образом, владельцу предприятия проще возвращать «лишние» затраты собственнику квартиры. Ведь не всегда это одно и то же лицо. Кстати, после того как предприниматель вернет хозяину квартиры, в которой находится офис, сумму «переплаты» за коммунальные услуги, при желании он может отнести ее на затраты фирмы, учитываемые при налогообложении, включив в себестоимость товаров или услуг.

В КУП «Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление г. Бреста» корреспонденту пояснили: сегодня строка «в том числе за местонахождение ЧУП» вписана во все без исключения жировки.

– Проставлен в ней ноль или определенная сумма к оплате, зависит от поступления в ЖРЭУ информации из органа, регистрирующего частные предприятия, – пояснил заместитель начальника центра по начислению жилищно-коммунальных платежей Олег Стасевич. – «Прописал» офис в жилом помещении – плати по другому тарифу. Пока квартира остается местом регистрации ЧУПа, ее собственник полностью возмещает все затраты на оказание жилищно-коммунальных услуг. Точно так же, как и хозяева тех жилых помещений, в которых не зарегистрированы ни они, ни члены их семьи. Действующее законодательство предусматривает скидки только тем, кто использует жилье по прямому назначению. Кстати, на сегодняшний день в брестских квартирах зарегистрировано 114 частных предприятий, и их владельцы, в соответствии с законодательством, платят за ЖКУ по полной.
Форс-мажор – не повод для перерасчета

Наталья Николаевна решила сменить место регистрации предприятия не только из-за изрядно «потяжелевшей» жировки. В связи с проведением в кафе ремонта предприятие более чем полгода не работало. Хозяйке ЧУПа показалось нелогичным, что суммы в счете-квитанции за жилищно-коммунальные услуги по ее квартире ничуть не уменьшились даже после предоставления документов о временном простое.

На свои ходатайства о скидке хозяйка ЧУПа получила ответ: перерасчет оплаты за оказанные коммунальные услуги производится только при наличии оснований, указанных в перечне, утвержденном постановлением Совмина от 16 декабря 2005 года № 1466. Например, при таких, как выезд за границу, временное переселение на дачу, лечение в больнице, служба в армии и даже тюремная отсидка, а вот о форс-мажоре на предприятии, зарегистрированном в квартире, в нем нет ни слова.
По материалам:vb.by