Государство постепенно отказывается от практики тотального контроля за затратами субъектов хозяйствования.
Тратить деньги на представительские цели теперь можно без ограничений. Соответствующий Указ № 495 президент подписал 27 сентября. Нормативный акт устанавливает, что расходы организаций и ИП на представительские цели по приему иностранных делегаций и сопровождающих их лиц (проживание, питание, культурные мероприятия, бытовые услуги, услуги переводчика, транспортные услуги), организации проведения собраний, конференций, семинаров, коллегий, советов, совещаний включаются в состав затрат, учитываемых при налогообложении.
Несколько ранее глава государства подписал Указ № 484, которым отменил право правительства определять состав затрат, включаемых в себестоимость. Отныне основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость, будут носить только рекомендательный характер. Организации смогут самостоятельно определять методологию формирования себестоимости продукции.
При всей внешней незначительности нововведения носят почти революционный характер. Нечасто чиновники ограничивают свое право заглядывать в карман делового человека.
Но, наверное, жизнь прижала, и срочно потребовалось подняться на несколько позиций в инвестиционном рейтинге. Впрочем, как бы то ни было, жизнь деловых людей становится проще, а поводов для правонарушений — меньше.
Понятное дело: меньше ограничений — меньше нарушений. Отсутствие запрета означает невозможность его нарушить. Сокращая количество ограничений, государство уменьшает количество преступных умыслов в предпринимательских головах.
Отмена подобных ограничений делает бизнес более прозрачным, а значит, и более привлекательным для инвесторов. Ведь не секрет, что невозможность увидеть реальную структуру затрат сдерживает владельцев капиталов и их инвестирования в наш бизнес.
Ведь необходимые затраты, как ни крути, а произвести нужно. Другое дело, что для этого приходилось «изобретать» разные ходы и прятать одни статьи расходов в других.
И не надо бояться, что, получив свободу, субъекты хозяйствования «раздуют» затраты. Нет. Свободный рынок предполагает свободную конкуренцию, которая сдерживает цены. А инвесторы не дадут «урезать» прибыль.
Вот только не надо говорить, что для наших условий это неприемлемо. Дескать, рынка у нас нет, конкуренция ограничена и с инвесторами туго: Поэтому метод административных ограничений — самый что ни на есть наш. Отнюдь нет. Скорее эти самые ограничения и сдерживают рыночные преобразования.
Снятие ограничений по затратам позволяет бизнесу расти. Дело в том, что уклоняться от налогов и придумывать разные обходные маневры может только сравнительно небольшая компания. Чем крупнее бизнес, тем труднее «химичить». В противоправные действия приходится втягивать широкий круг людей, и кто-нибудь из них может банально «настучать». Кроме того, двойная бухгалтерия оставляет множество возможностей для воровства.
Так что отмена ограничений — это хорошо. Решение это, безусловно, правильное, хоть и запоздалое. Убирая ограничения, государство не только облегчает жизнь предпринимателям, но и делает белорусский бизнес прозрачнее и привлекательнее.
Правда, не стоит забывать, кто эти ограничения вводил. Также хотелось бы надеяться, что экономическая либерализация не закончится 20 декабря 2010 года.
По материалам: belmarket.by, Сергей Балыкин